Пенсионное соглашение стран снг по выслуге лет. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран снг. В некоторых случаях стаж не суммируется

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова : пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words : old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

Договор расширяет круг лиц, проживающих на территории Латвии, и имеющих возможность получать пенсию за периоды работы на территории России. Это, главным образом, относится к негражданам Латвийской Республики и гражданам Российской Федерации (РФ). Договор не распространяется на граждан третьих стран, проживающих на территории Латвии, в том числе граждан всех республик бывшего СССР.

Каждое государство учитывает страховой стаж в соответствии со своими правовыми актами и пенсию назначает только за свой страховой стаж. Однако, следует учитывать особые условия установления страхового стажа за периоды до 31 декабря 1990 года. Договор предусматривает, что за периоды работы и приравненные к ней периоды, которые накоплены на территориях Латвии или России до 31 декабря 1990 года, пенсию назначает то государство, на территории которого лицо проживает на момент обращения за назначением пенсии. В свою очередь, за периоды работы и приравненные к ней периоды после 1 января 1991 года пенсию назначает то государство, на территории которого эти периоды накоплены.

Право на пенсию у лиц, проживающих на территории Латвии

Латвийскую пенсию может запросить лицо, имеющее не менее 15 лет латвийского страхового стажа. В соответствии с условиями Договора в латвийский страховой стаж учитываются периоды работы и приравненные к ней периоды на территории России до 31 декабря 1990 года. Если латвийского страхового стажа достаточно для установления права на назначение латвийской пенсии и исполнены другие условия, необходимые для назначения соответствующего вида пенсии, назначается пенсия за латвийский стаж. При этом соблюдается условие, что, если за страховые периоды назначена пенсия другого государства, они не учитываются при назначении пенсии Латвийской Республики.

В свою очередь, если продолжительности латвийского страхового стажа недостаточно для назначения латвийской пенсии, для установления права на пенсию используется суммирование периодов страхового стажа на территории России после 1 января 1991 года, если этот стаж подтвержден Пенсионным фондом РФ. Пенсия Латвийской Республики расчитывается только за латвийский страховой стаж.

Если латвийская пенсия назначена до дня вступления в силу Договора и периоды работы и приравненные к ней периоды (до 31.12.1990г.) не учтены при расчете латвийской пенсии, на основании заявления пенсионера пенсия пересчитывается. Могут быть необходимы дополнительные документы, которые подтверждают страховой стаж с указанием, на территории какого государства был накоплен этот стаж. Пенсию пересматривают с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Право запрашивать пенсию Российской Федерации

Лица, проживающие на территории Латвии, могут запрашивать пенсию Российской Федерации, если они достигли пенсионного возраста, установленного в России, или пенсию по инвалидности, выслуге лет или по потери кормильца за страховые периоды, накопленные на территории России, при наличии других условий, необходимых для назначения соответствующего вида пенсии.

Для решения вопроса о назначении пенсии за периоды работы на территории России после 1 января 1991 года следует обращаться в отдел Государственного агентства социального страхования (ГАСС) и предоставить заявление на назначение пенсии, документы, подтверждающие работу и приравненные к ней периоды как на территории России, так и на территории Латвии, а также документы, которые необходимы для назначения конкретного вида пенсии. Особое внимание следует уделить оформлению предоставляемых документов и качеству копий документов – тексты и оттиски печати должны быть читаемы. Полученные документы направляются на рассмотрение в Пенсионный фонд Российской Федерации, который и принимает соответствующее решение. Если страховой стаж заявителя на территории России меньше, чем предусмотрено правовыми актами Российской Федерации для назначения пенсии, тогда для определения права на пенсию России учитывается и латвийский страховой стаж. Однако пенсию расчитывают только за страховой стаж России.

Если пенсия Российской Федерации назначена, она выплачивается при посредничестве ГАСС 1 раз в квартал. При обращении за назначением пенсии заявитель должен указать номер счета в кредитном учреждении ЛР или почтовой системе расчета, на который будет зачисляться пенсия.

Пенсии гражданам Российской Федерации

Граждане Российской Федерации имеют право выбора и могут запросить пенсию в соответствии с вышеизложенными условиями Договора или пенсию по законодательству Российской Федерации как граждане Российской Федерации. Если лицо выбирает получать пенсию Российской Федерации как гражданин, то этот выбор делается один раз и пенсия в дальнейшем не пересматривается. Сделав выбор, следует обратиться в отдел ГАСС и заполнить соответствущий бланк.

Право на латвийскую пенсию у лиц, проживающих на территории Российской Федерации

В соответствии с условиями Договора лица, проживающие на территории России, могут претендовать на назначение латвийской пенсии за страховые периоды, накопленные на территории Латвийской Республики после 1 января 1991 года., если за эти периоды они уже не получают пенсию Российской Федерации или другого государства. В необходимых случаях право на пенсию Латвийской Республики может быть установлено по результатам суммирования периодов страхового стажа, накопленного по законодательству Российской Федерации и Латвийской Республики.

Запрос и документы предоставляются в Пенсионный фонд Российской Федерации, который направляет их ГАСС для принятия решения. Если пенсия Латвийской Республики назначена, выплата ее осуществляется 1 раз в квартал при посредничестве Пенсионного Фонда Российской Федерации и зачисляется на банковский счет получателя пенсии.

Выплата пенсии в связи со сменой места жительства

Условиями Договора предусмотрено, что получателям пенсии после выезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию выплата латвийской пенсии продолжается при посредничестве Пенсионного фонда Российской Федерации. Чтобы получать пенсию в России, пенсионер до выезда за пределы Латвии должен информировать отдел ГАСС о своем выезде в Россию. После оформления легального места жительства в России пенсионеру следует обратиться в Пенсионный фонд РФ по новому месту жительства с заявлением о выплате латвийской пенсии на территории России. В заявлении необходимо указать новый адрес, прежний адрес в Латвии и персональный код, который был присвоен получателю пенсии в Латвийской Республике. Права на получение доплаты к пенсии по старости или по инвалидности за стаж до 31 декабря 1995 года у лиц, проживающих на территории Российской Федерации нет, поэтому выплата указанной доплаты в связи с выездом прекращается.

Если получатель пенсии Российской Федерации переезжает на постоянное место жительства в Латвийскую Республику, Пенсионный Фoнд Российской Федерации при посредничестве ГАСС продолжает выплату российской пенсии.

Министерство благосостояния напоминает, что 19 января 2011 года вступит в силу договор между Латвией и Россией о сотрудничестве в области социальной защищенности, и представляет детализированную информацию о нем.

Договор регулирует социальную защищенность человека, если он уезжает работать в другую страну, права на отдельные пособия, например, по безработице или пособие социального обеспечения, говорится на сайте Минблага. Но более всего договор затрагивает пенсионную область.

А именно, договор расширяет круг живущих в Латвии лиц, у которых будет возможность получать пенсию за российские периоды. Главным образом это затронет латвийских неграждан и граждан Российской Федерации. Договор не будет распространяться на живущих в Латвии граждан третьих стран.

Каждое государство устанавливает страховой стаж в соответствии со своими законодательными актами и начисляет пенсию только за свой страховой стаж. Но все же нужно учитывать особые условия при установлении страхового стажа за период до 31 декабря 1990 года, отмечает Минблаг.

Договор предусматривает, что за периоды работы и периоды, приравненные к работе, которые накоплены на территории Латвии или России до 31 декабря 1990 года, пенсию начисляет та сторона, которая является местом жительства лица на момент затребования пенсии. В свою очередь за трудовой и приравненный к трудовому периоды после 1 января 1991 года пенсию обеспечивает та сторона, на чьей территории период накоплен.

Права на пенсию проживающих в Латвии лиц

Латвийскую пенсию могут затребовать лица, страховой стаж которых в Латвии не менее 10 лет. В соответствии с условиями договора латвийский страховой стаж формируют также трудовые и приравненные к этому периоды в России (до 31.12.1990). При назначении латвийской пенсии принимается во внимание условие, что за эти периоды уже не начислена пенсия другого государства.

В свою очередь, если латвийского страхового стажа будет недостаточно для назначения латвийской пенсии, то для установления права можно будет использовать суммирование страховых периодов, т.е. беря во внимание и российские страховые периоды (после 01.01.1991), если их подтвердит Пенсионный фонд РФ. Латвийскую пенсию будут высчитывать только за страховые периоды в Латвии.

Если латвийская пенсия начислена до дня вступления в силу договора и трудовые и приравненные к ним периоды в России (до 31.12.1990) при ее подсчете не приняты о внимание, то такую пенсию можно будет пересчитать по заявлению лица. Могут понадобиться документы, которые удостоверят страховой стаж. Пенсию пересчитают с месяца, следующего за месяцем, когда было подано заявление.

Живущие в Латвии лица могут запросить и росийскую пенсию, если достигли установленного в России пенсионного возраста или могут получать пенсию по инвалидности, выслуге лет или потере кормильца за страховой период в России, при существования необходимых условий для начисления пенсии.

Право затребовать российскую пенсию

Чтобы затребовать пенсию за страховой период в России (после 01.01.1991), человек должен обратиться в отдел Государственного агенства социального страхования (ГАСС) и подать заявление на получение пенсии, документы, которые удостоверяют трудовые и приравненные к ним периоды на территории России, а также другие документы, необходимые для начисления конкретного вида пенсии. Полученый запрос и документы будут посланы на рассмотрение Пенсионного фонда РФ. Если будет необходимо, для установления права на российскую пенсию будут использованы и страховые периоды в Латвии. Однако пенсию подсчитают только за страховые периоды в России.

Если будет начислена российская пенсия, то она выплачивается при посредничестве ГАСС один раз в квартал. В запросе человек должен указать свой номер счета в кредитном учреждении ЛР, куда перечислять пенсию.

Пенсии граждан Российской Федерации

Министерство обращает внимание на то, что граждане РФ имеют право выбрать, получать ли им пенсию в соответствии с условиями договора или пенсию гражданина РФ только в соответствии с национальным законодательством России за трудоые и приравненные к ним периоды в Латвии и России. Выбирая пенсию гражданина РФ, гражданин РФ не сможет претендовать на латвийскую пенсию за те страховые периоды в Латвии, за которые ему начислена пенсия гражданина России.

Права на пенсию лицам, живущим в Российской Федерации

В соответствии с договором жители России получают возможность затребовать латвийскую пенсию за трудовой или приравненный к таковому период на территории Латвии после 1 января 1991 года, если за эти периоды уже не начислена Российская пенсия или пенсия другого государства. В случае необходимости право на латвийскую пенсию может быть установлено в результате суммирования страховых периодов.

Запрос пенсии и документы о страховом стаже подаются в Пенсионный фонд РФ, который их пересылает в ГАСС для оценки. Если у лица будет право на латвийскую пенсию, ее будут выплачивать один раз в квартал при посредничестве Пенсионного фонда РФ, который будет ее перечислять на счет лица в кредитном учреждении РФ.

Выплата пенсии в связи с переменой места жительства

Условия договора предусматривают, что получателю пенсии после переезда на постоянное место жительства в Россию прододжается выплата латвийской пенсии. Чтобы получать пенсию в России, получатель пенсии должен подать запрос в Пенсионный фонд РФ, в котором нужно будет указать свой номер счета в кредитном учреждении РФ, на который перечислять латвийскую пенсию. Все же живущие в России лица не имеют права получать доплату к латвийской пенсии по старости или инвалидности за страховой стаж до 31 декабря 1995 года. Поэтому при замене постоянного места жительства, выплата доплаты прекращается.

Если получатель российской пенсии переселяется на постоянное место жительства в Латвию, то Пенсионный фонд РФ при посредничестае ГАСС продолжает выплачивать свою назначенную пенсию.

К аким образом в случае смены страны проживания – переезда граждан из России в Латвию – назначаются и выплачиваются пенсии ?

В данном материале рассмотрен порядок:

    назначения пенсии и

    выплаты пенсии

при переезде граждан из России в Латвию.

Нормативно-правовая база назначения, оформления и выплаты пенсии при переезде граждан из России в Латвию

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное место жительства в Латвию или вернувшихся в Россию из Латвии, регулируются:

    подписанным Латвийской Республикой и Российской Федерацией договором от 18 декабря 2007 года и

    Соглашением от 20 декабря 2010 года между Министерством благосостояния Латвийской Республики и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении вышеуказанного договора.

Для России предметом договора является назначение:

Социальные пенсии (в России) и государственное пособие социального обеспечения (в Латвии) устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства, на территории которого проживает гражданин.

Если российский пенсионер был получателем социальной пенсии, когда проживал в России, то при переезде на постоянное место жительства в Латвию выплата социальной пенсии прекращается, так как выплата такого вида пенсий за пределы Российской Федерации не осуществляется.

Как получить пенсию, проживая в Латвии, в соответствии с договором между Россией и Латвией о пенсионном обеспечении

Шаг 1. Определить, входите ли Вы в круг лиц, на которых распространяется действие договора о пенсионном обеспечении между Россией и Латвией

Этот договор о пенсионном обеспечении касается тех, кто одновременно отвечает двум условиям:

    является гражданином Российской Федерации или Латвийской Республики, или либо лицом без гражданства, включая постоянных жителей Латвии, имеющих статус негражданина, либо имеет статус беженца, определенный Конвенцией ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, либо является членом семьи беженца, на которого распространяется законодательство России или Латвии;

    проживает на территории России или Латвии.

Военнослужащие и приравненные к ним в пенсионном обеспечении лица не относятся к кругу лиц, на которых распространяется действие договора для нашей страны.

Шаг 2. Выбрать вариант назначения пенсии

Вариант 1: по принципу пропорциональности

  • стаж до 1 января 1991 года

В этом случае за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, пенсию назначает страна проживания гражданина.

  • стаж после 1 января 1991 года

За периоды после 1 января 1991 года каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Латвия – за стаж, приобретенный в Латвии).

ПРИМЕР: Гражданин имеет российское гражданство и проживает в Латвии

ПРИМЕР: пенсия за стаж в России и в Латвии

В некоторых случаях стаж не суммируется:

    стаж не достигает года и не дает права на пенсию по национальному законодательству;

    периоды стажа в России и Латвии совпадают по времени их приобретения.

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой пенсионер является

По желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего договора.

Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. В этом случае пенсия гражданину РФ назначается по российскому законодательству, а гражданину Латвии – по латвийскому законодательству независимо от того, на территории какой из этих стран он проживает.

Для определения права на российскую пенсию во внимание принимается страховой (трудовой) стаж в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия назначения пенсии по российскому законодательству:

    достижение общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) или возраста, необходимого для назначения досрочной пенсии;

    наличие минимального страхового стажа : в 2017 году – 8 лет с последующим ежегодным увеличением до 15 лет в 2024 году;

    наличие минимальной суммы пенсионных баллов : в 2017 году – 11.4 балла с последующим ежегодным увеличением до 30 баллов в 2025 году.

Шаг 3. Обратиться за назначением пенсии

Заявление о назначении пенсии подается в соответствующий орган страны проживания и считается одновременно поданным в компетентный орган другой страны.

Граждане, проживающие в Латвии подают заявление в Агентство государственного социального страхования. Граждане, проживающие в России, – в Пенсионный фонд РФ по месту жительства.

К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для назначения пенсии. В частности, должны быть представлены:

  • вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства),

    документы, подтверждающие наличие страхового (трудового) стажа (трудовая книжка, справки о работе и т. д.),

Граждане стран СНГ, прибывшие на постоянное место жительства в РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. При этом выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

Международные договоры

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины)

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве

паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.

вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств - участников СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

Похожие публикации