Расчет дней пасхи. Рассчет даты Пасхи. Православные праздники. Воскресение Христово. Иконы

На самом деле, ответ довольно прост - так уж сложилось исторически. А ещё и потому, что должна традиционно выпадать на воскресенье. Но увы, число 365 нацело на 7 не делится, поэтому даты воскресений тоже смещаются. Вот только не всё так просто. Поэтому сайт и расскажет вам, почему Пасха отмечается в разные дни

Небольшой исторический экскурс

Что вообще такое Пасха и как люди вообще могли определять, когда она должна была отмечаться? Обо всё этом довольно подробно описано в Библии. Всё же более эффективного источника информации, касающейся раннехристианских традиций, не найти. И вот согласно этим данным, Иисус Христос был схвачен, осуждён и казнён непосредственно после празднования иудейского праздника Пейсах, посвященного уходу иудеев из Египта под предводительством Моисея.


Вот только и этот праздник был привязан не к солнечному календарю, а к лунному, поэтому тоже каждый год смещался. Но что мешало христианам просто зацепиться именно за этот Пейсах и отмечать Пасху в следующее воскресенье после него? Ответ прост - отношение к иудеям.

Увы, несмотря на общие исторические и религиозные корни, эти две религии очень долго не могли существовать мирно. Поэтому привязывать светлый праздник воскресения Сына Божьего к чему-то иудейскому никому не хотелось.

Почему Пасха отмечается в разные дни?

И вот на Первом Вселенском Соборе от 325 года, когда все видные христианские деятели собрались, чтобы наконец-то совместными усилиями постановить, что же представляют собой догматы христианства, основные праздники, особенности богослужения и прочее, обсуждался и вопрос празднования Пасхи.


И было постановлено, что она должна отмечаться в первое воскресенье после первого новолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Причём если полнолуние выпадает на воскресенье, то это не считается, и Пасха выпадет на следующее.

Итак. Весеннее равноденствие у нас тоже плавающее - чаще всего выпадает на 20, 21 и 22 марта. Полнолуния, опять же, плавающие. Лунный календарь с солнечным в принципе слабо совпадает. Вот поэтому Пасха и может праздноваться начиная с 4 апреля, заканчивая 8 мая. В 2018 году, например, это событие будет 8 апреля. А в следующем 2019 - 28 апреля.

Однако на этом споры о праздновании Пасхи не закончились. В 664 году был реальный конфликт между христианами города Уитби, у которых Пасху было принято отмечать с 14 по 22 лунный день, хотя и в воскресенье, и официальными церковными властями. Спор завершился в пользу ортодоксальной традиции, местным пришлось подчиниться.


Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, почему тоже не всегда отмечают пасху в один день. Кроме 2025 года - тогда даты пасхи у них снова совпадут.

В христианской традиции существует особая методика, которая поможет любому верующему узнать, как рассчитать дату Пасхи. Но даже после изучения специальных таблиц могут оставаться вопросы.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни, как высчитывается день праздника? Все ответы на ваши вопросы – в этой статье.

Пасхальный календарь

Система, по которой принято определять дату Светлого воскресенья, называется пасхалией. В наше время православная и католическая церковь используют разные пасхалии из-за различий в календарях.

Русская Церковь вычисляет дни праздников по старому стилю – юлианскому календарю, созданному ещё в 45 г. до н. э.

Существуют разные способы расчёта, но в народе принято использовать метод, открытый ещё в XIX веке. В наше время очень легко узнать день празднования, просто обратившись к таблицам с уже готовыми данными.

К примеру, ниже вы сможете найти даты католической и православной Пасхи и Песаха, рассчитанные до 2033 года.

Почему Пасха каждый год в разные дни

Первоначально дата христианской Пасхи зависела от Песаха, иудейской Пасхи. Евреи пришли в Египет в XVIII веке до н. э. и были с радушием приняты жителями страны. Однако сменившаяся на престоле династия поработила несчастный народ.

Долгие три сотни лет их труд нещадно эксплуатировался, и лишь в середине 13-го века до н. э. по воле Бога они смогли покинуть государство. С тех пор Исход широко празднуется иудеями в Песах.

В этот же день, много столетий спустя, был распят Иисус Христос. Это случилось 14 нисана (соответствует марта и апрелю в Григорианском календаре), при полной луне, сразу после весеннего равноденствия. На третий день, названный в честь этого события воскресеньем, Иисус Христос вернулся к жизни, т. е. воскрес.

До IV века Пасха праздновалась в два дня: некоторые отмечали её 14 нисана в память об Исходе, другие – в первое после 14 числа воскресенье. В 325 г. первый Вселенский Собор пришёл к выводу, что нужно выбрать единую дату, и было решено праздновать Пасху после иудейской.

Однако раскол, случившийся в 1054 году, привёл к появлению самостоятельной Римско-Католической Церкви, которая с 1582 г. стала пользоваться Григорианским календарём. РПЦ продолжает праздновать Пасху по Юлианскому летоисчислению.

Как высчитывается дата

В 325 году первый Никейский собор установил единый день празднования Пасхи, а также вывел определённые правила, по которым рассчитывается дата.

Согласно этим предписаниям праздник отмечается в первое воскресенье с наступлением полнолуния, в день весеннего равноденствия или после него. При этом христианское торжество не должно было отмечаться раньше Песаха. Если эти два события совпадали, ждали нового полнолуния.

Таким образом, Пасха не может наступить раньше 4 апреля и позже 8 мая по Новому стилю.

Расчёты даты представляют собой достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня астрономических знаний. Традиционно этим занималась Александрийская Церковь, которая могла с высокой точностью вычислить пасхальные полнолуния, а затем сообщала результаты остальным церквям.

Как определить дату Пасхи

Существуют и более простые способы вычислить дату православной Пасхи, из которых наибольшей популярностью пользуется метод немецкого математика XIX века Карла Гаусса.

С помощью этих формул можно узнать дату Пасхи на любой год.

Для этого число года делится на 19, 4 и 7. Чтобы сделать расчёты более понятными, обозначим первый остаток буквой «а», второй – «b», а третий – «c». Следующий шаг – нахождение остатка от (19 * а + 15) \ 30. Результат этого вычисления назовём буквой «d». Остаток последнего уравнения (2 * b + 4 * с + 6 * d + 6) \ 7 представим в виде буквы е.

Если сумма d и е будет меньше или равняется 9, значит праздник выпадает на март. Чтобы определить день Пасхи для марта, нужно прибавить к 22 значение d и e. Если сумма больше 9, то из неё нужно вычесть 9, и это будет днём Пасхи для апреля. Поскольку в 1918 году в России установился новый стиль календаря, к полученному результату нужно прибавить 13.

Приблизительно определить день праздника можно отсчитав 48 дней с момента начала Великого поста.

Даты Православной и Католической Пасхи с 2019 до 2033 года

Год Католическая Пасха Православная Пасха
2019 21 апреля 28 апреля
2020 12 апреля 19 апреля
2021 4 апреля 2 мая
2022 17 апреля 24 апреля
2023 9 апреля 16 апреля
2024 31 марта 5 мая
2025 20 апреля
2026 5 апреля 12 апреля
2027 28 марта 2 мая
2028 16 апреля
2029 1 апреля 8 апреля
2030 21 апреля 28 апреля
2031 13 апреля
2032 28 марта 2 мая
2033 17 апреля 24 апреля

Пасха – один из древнейших и наиболее почитаемых христианских праздников. В этот светлый день верующие празднуют воскресение Иисуса Христа, Спасителя человечества, и окончание самого строгого поста. Устав

Сегодня - Полнолуние. Первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Оно имеет особое название - "Пасхальное полнолуние". В первое воскресение после него должна отмечаться Пасха. Таково требование I Вселенского собора, прошедшего в 325 г. в Никее. В этом году Пасха православная и Пасха католическая совпадают. Мало того, они совпадают и с астрономической Пасхой. В связи с таким замечательным вселенским событием, которое быват только раз в году, давайте посмотри, как вычисляется дата Пасхи для любого года. Вычисления немного запутанные, но простые по своей сути. Для их проведения нужно уметь складывать вычитать, умножать, делить и, самое страшное, находить остаток от деления. Т.е. материал 2-3 классов средней школы.


Древние римляне первым месяцем года считали март. По преданию в марте Ромул основал Рим. Вспомните названия месяцев. "Сентябрь" - "седьмой", "Октябрь" - "восьмой", "Ноябрь" - "девятый", "Декабрь" - "десятый". В пасхальных вычислениях март также считается первым месяцем.

Для того чтобы вычислить дату празднования Пасхи в конкретном году, надо знать счет этого года от Сотворения Мира, положение его в Круге Солнца, Круге Луны, основание, вруцелето, эпакту.

Для того чтобы узнать какой сейчас год от Сотворения мира, надо к текущему значению года от Рождества Христова добавить 5508. Например, сейчас идет 2014 год от Р.Х. или 5522 год от С.М.

Круг Луны - это положение года в 19-летнем полном цикле Луны. Началом лунных кругов в Пасхалии считается март года от Сотворения Мира. В год Рождества Христова до полных 290 циклов нехватало 2 года. Поэтому, чтобы определить порядок года в лунном цикле надо от текущего значения отнять число 2 и поделить на 19. Остаток от деления и даст положение года в лунном цикле. Например, (2014-2) % 19 = 17. Т.о., наш год имеет в цикле Луны 16 номер. Если же остаток от деления равен 0 (число нацело делится на 19), то круг Луны принимается равным 19.

Теперь надо определить золотое число, т.е. положение года в римском лунном цикле. Согласно римскому летоисчислению до Рождества Христова прошло полных 248 лунных циклов плюс 1 год. Поэтому для определения золотого числа прибавляем к текущему году 1 и делим на 19. Частное покажет сколько циклов Луны прошло от Сотворения Мира по римскому исчислению, а остаток от деления даст золотое число. Так, (2014+1) % 19 = 1.

Основание - это число, показывающее возраст луны в начале года. Для его нахождения нужно золотое число. Умножаем золотое число на 11 и делим на 30. Остаток от деления и будет основанием. так, для 2014 года будет число 11.

Теперь нужно вычислить полнолуние и новолуние. Согласно решению Никейского собора, Пасхальным полнолунием считается то, которое случается после или в день весеннего равноденствия. Между тропическим и юлианским годами имеется разница (11 минут и 8 секунд). Поэтому весеннее равноденствие постоянно смещается на более ранние мартовские дни. При вычислении Пасхи принят постоянный круг оснований. По этому постоянному кругу Церковь признает пасхальными те полнолуния, которые будут тремя днями раньше полнолуний времени Никейского Собора.

Для определения истинного пасхального полнолуния нужно от основания отнять 3. А если основание меньше трех, тогда это основание нужно вычесть из 30, а затем к полученному результату прибавить 3.

Теперь из числа 30 нужно вычесть истинное пасхальное основание. В результате получится истинное пасхальное новолуние. Прибавляем 14 и получаем истинное пасхальное полнолуние. Если оно выпало раньше 21 марта, тогда Пасху надо праздновать уже после апрельского полнолуния. Его можно найти, прибавив к истинному мартовскому полнолунию число 30.

Для 2014 года получаем. Истинное пасхальное основание 11-3=8. Истинное пасхальное новолуние 30 - 8 = 22. Истинное пасхальное полнолуние будет 22+14= 36. Но 36 марта не бывает. Это - 5 апреля. Это по Юлианскому исчислению. По Григорианскому (новому) стилю - это 18 апреля. Как мы видим, православная Пасхалия ошиблась в этом году на 3 дня.

После определения дня истинного пасхального полнолуния, надо вычислить на какой день недели пришлось оно. А, затем, определить ближайшее воскресение. Этот день и будет днем Пасхи. Для этого нам понадобится Круг Солнца и вруцелето.

Круг Солнца - положение года в 28-летнем цикле Солнца. Год Рождества Христова был 20 в Круге Солнца. До конца Круга оставалось 8 лет. Для определения солнечного круга нужно из данного года вычесть 8, а разность поделить на 28. Остаток от деления даст порядок года в солнечном круге. Если остаток 0, то порядок года принимается равным 28. Для текущего года получаем (2014 -8) % 28 = 18.

Теперь ищем вруцелето. (Вруцелето - славянское слово, образованное из "в руце лето", или как бы мы сейчас сказали "в руке год"). Для этого нужно к порядку года в Круге солнца прибавить число высокосных годов, прошедших от начала текущего круга, а из полученной суммы вычесть полное число седмиц. Так как наш год (2014) является 18 в Круге солнца, то начало Круга было в 1996 году. С того момента мы прожили 4 высокоса (2000, 2004, 2008, 2012). Кстати, это число есть частное от деления порядка в Круге Солнца на 4 (18 / 4 = 4).
Итак, для нашего года получаем 18 + 4 = 22, а теперь 22-7*3 = 1. Таким образом, для 2014 года вруцелето - А (Азъ). (Вруцелето обозначается не цифрами, а буквами церковно-славянского алфавита).

По вруцелету находят седмичный день для каждого месяца. Для этого нужно, чтобы в каждом месяце вруцелето соответствовало 7 или кратным ему числам. Тогда остаток от деления и покажет день недели. Для первого марта вруцелетная буква "Г" (Глалголъ). Она соответствует числу 4 (4-я буква в алфавите). До 7 не хватает 3. Таким образом для марта дополнительным вруцелетным числом будет 3. Для апреля вруцелетная буква "З" (Земля) - 8 буква алфавита. До кратного 7 числа (т.е. 14) не хватает 6 (8+6=14). Поэтому, дополнительное вруцелетное число для апреля - 6.

Определить, в какой день седмице выпадает 5 апреля - истинное пасхальное полнолуние 2014 года - поможет вруцелето. Для этого к числу месяца (5 апреля) нужно прибавить вруцелето года А и дополнительное число апреля - 6. Полученное число разделить на 7. Остаток от деления покажет день недели. Если получится 0, то принимаем 7. (5+1+6) % 7 = 5. Итак, истинное пасхальное полнолуние 2014 года - 5 апреля по юлианскому стилю, 18 апреля по григорианскому стилю - выпадает на пятницу. Добавляем оставшиеся два дня седмицы и получаем дату Пасхи 2014 года:

А теперь можно приступать к вычислениям подвижных дат церковного года, связанных с Пасхой, такие как начало Великого поста, Вербное воскресение, Вознесение, Троица, начало Петрова Поста и др.

Надеюсь, что это материал был вам полезен. До новых встреч в эфире!

Является Пасха. Традиция празднования этого дня тянется еще из ветхозаветных преданий, где сказано, что именно в это время еврейский народ приносил жертву во славу Божью после освобождения от египетского рабства. Если же внимательно знакомиться с текстом Нового Завета, то очевидным становится иное значение этого дня - самопожертвование сына Божия во благо всех людей. Христос является спасителем человечества от всех бед.

Очень многих православных интересует вопрос: когда Пасха? В 2015 году она отмечалась двенадцатого апреля, как же определить четкую дату и день недели переходящего торжества на следующий год?

Затруднение в определении дня

Существует небольшая трудность с определением дня празднования Пасхи. Дело в том, что данное торжество следует отнести к праздникам переходящим, это значит, что четко установленной даты, когда Пасха должна отмечаться, просто не существует, она варьируется в зависимости от года. В ближайшем две тысячи шестнадцатом году Пасху будут отмечать первого мая. А накануне, с четырнадцатого мая, верующие будут придерживаться Великого Поста.

Пасхалия

Чтобы было проще, обычно православные люди стараются приобрести специальные календарь, в котором на весь год существуют специальные отметки рядом с датами святых празднеств. Например, когда Пасха в 2015 году. Именно в таком календаре можно с легкостью узнать дату того или иного переходящего праздника с абсолютной точностью. К тому же данное издание еще и информативно тем, что обычно в нем печатаются многие факты из истории того или иного торжества.

Чтобы понять, в каком же месяце стоит готовиться праздновать светлую Пасху в две тысячи шестнадцатом году, используйте пасхилию. Это специальный календарик, в котором совершенно четко и подробно указаны все датировки Пасхи, алгоритм определения этого дня, а так же вся иная необходимая информация о днях, сопряженных с этой датой. Но самое главное, почему многие пользуются пасхалией, это то, что она помогает понять весь подвижный пасхальный календарь: когда праздновать Масленицу, Троицу и так далее.

Когда в этом году Пасха

Для тех, кто желает самостоятельно изучить всю систему подсчета верного дня, данных методов существует довольно много, некоторые из них весьма старые. Зная один из таких способов, можно высчитать с легкостью не только, когда будет следующий день Пасхи, но и когда Пасха будет в любой иной последующий год. Хотя это и не совсем уместно, ведь Православной церковью эта датировка высчитана уже на многие годы вперед.

Самым известным способом определения, когда православная Пасха является система вруцелето. Если говорить о дословном переводе, то это «год в руках», она была создана еще давным-давно, когда именно - и сказать сложно. Так названа она, так как по сути очень проста: кроме рук и элементарных знаний математики и алфавита, ничего и не нужно - ни астрономических вычислений, ни каких-то сложных приборов, ни даже калькулятора.

Самый простой способ

Способ довольно странный, понять его по одному лишь описанию сложно. Нужно попробовать, чтобы получить результат. Ко всем суставам на руке прикрепляются названия дней недели и буквы из славянской кириллицы. А затем с помощью нехитрых комбинаций ведутся подсчеты, в итоге можно узнать не только, когда дата Пасхи, но и день недели.

У данной системы есть еще пара названий, которые на слуху в народе: «руки богослова», «рука Иоанна». Многих удивляет, что с помощью примитивных манипуляций можно сделать такие сложные расчеты, но в данной системе настолько все продумано до мелочей, что посчитать тут можно не только православные празднества, но и иные. Допустим, в какой день недели вы родились. Представьте только, как удивится ваш товарищ или коллега, когда вы продемонстрируете ему подобные вычисления. А еще это прекрасное упражнение для улучшения работы головного мозга.

Другие варианты подсчета

Еще проще, если вам известна датировка начала Великого Поста. Стоит всего лишь присовокупить к ней сорок восемь дней, вот и выйдет искомый результат: когда Пасха и иные сопряженные празднества.

Но чаще всего вопрос о том, когда же готовиться к Пасхе, сопряжен с вопросом, когда же начинается Великий Пост. Если и та и другая даты неизвестны, то можно обратиться к лунному и солнечному календарю. Именно это лежит в основе составления пасхалии, которая была упомянута ранее. А до того, как этот календарь увидел свет, во всех православных странах Пасху праздновали по-своему. Были те, кто отмечал этот праздник одновременно с иудеями, были и те, кто от этой даты отсчитывал ровно неделю вперед. Вот потому Александрийским епископом и был составлен четкий и несложный для понимания удобный календарь.

Это проще всего, есть и еще несколько алгоритмов, допустим, система, придуманная математиком Гауссом. Но вот именно она требует огромных затрат времени и сил. Поэтому, может быть, ее использование и не совсем целесообразно в наше время.

Вспомогательные правила

Ну а если говорить уж совсем просто, то знайте несколько простых правил определения, когда в этом году Пасха: православная празднуется не раньше иудейской и не одновременно с ней. А еще Пасха - это весенний день, который отмечается в первое воскресенье за весенним полнолунием. Обычно это после дня весеннего равноденствия. Если же эта дата совпадает с Благовещением (а оно отмечается седьмого апреля), то этот день называют Кариопасхой (Пасха Богоугодная). Самый поздний день, на который может выпасть этот праздник - двадцать пятое апреля. А самым ранним днем, когда Пасха приходит в православный мир, может быть двадцать второе марта. Вот и выходит, что праздновать нужно будет именно в этот промежуток времени.

В любом случае, Пасха - это светлый праздник, как бы вы ни высчитывали эту дату, все равно этот день наступит и ослепит своей благостностью и великолепием православных обрядов. И к тому же, если вы в корне запутались и затрудняетесь определить дату и день недели этого торжества, а купить вспомогательный календарь нет возможности, то попробуйте просто узнать эту информацию в церкви, тогда вы точно будете готовы к празднованию во всеоружии.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Похожие публикации