Тема: Функции социального обеспечения. Понятие социального обеспечения, его функции и формат 3 функции права социального обеспечения

Функции социального обеспечения - Это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, - необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункции: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

Сущность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость и т.п.), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица и т.п.). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг и т.д.

Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами - различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует па сознание людей, укрепляет их доверие к государству.

Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие па развитие социальной психологии.

Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

Социальное обеспечение обладает определенными функциями, наличие которых позволяет ответить на вопросы: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В специальной правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения должна заключаться, главным образом, в следующем:

  • ? в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу жизненных всевозможных обстоятельств - в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;
  • ? в частичном возмещении дополнительных расходов гражданам, вызванных различными объективными причинами, - рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;
  • ? в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.

Источником финансирования для осуществления этой функции являются средства, аккумулируемые в целевых источниках: в специализированных фондах социального страхования (ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), фонды обязательного медицинского страхования ФФОМС, ФОМС); в федеральном бюджете, в котором имеются специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в иных фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Экономическая функция состоит в перераспределении финансовых средств и на практике выражается в предоставляемых гражданам видах социального обеспечения - пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государства. От их объема зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего - чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше размер социальных выплат. Однако в настоящее время их уровень в России не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством, например созданием оптимального общего режима налогообложения в увязке с социальными страховыми платежами для всех участников рыночных отношений независимо от их организационно-правовых форм (крупного и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Внешне она выражается в том, что право граждан на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой или служебной деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит (и должен зависеть) от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального уровня работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному уходу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Трудовая (страховая) пенсия по старости исходя из ее сущности - это денежная выплата, заработанная трудом посредством уплаты обязательных страховых платежей за счет заработной платы работника. В самом наименовании пенсии видна связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно, и объем внесенных страховых платежей должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму (исходя из принципа солидарности данного пенсионного страхования). Иными словами, право на трудовую пенсию должно напрямую зависеть от участия граждан в общественном производстве, от их общественно-полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, иных периодов времени, признаваемых социально значимыми, с учетом которых устанавливается трудовая пенсия по старости, а в соответствующих случаях и другие виды трудовых пенсий. При этом должны учитываться особенности трудового стажа: во-первых, длительность трудового стажа измеряется количественно; во-вторых, стаж имеет качественную характеристику, отражающую условия и характер, в которых протекала трудовая деятельность; в-третьих, в предусмотренных законодательством случаях в стаж работника включается время, когда он не работал, но за ним сохранялось его место работы или должность; в-четвертых, в стаж включается как оплачиваемая общественно полезная деятельность, так и время некоторой неоплачиваемой деятельности; в-пятых, в трудовой стаж включаются периоды времени, когда гражданин не работал и не был занят какой-либо деятельностью, но при соблюдении определенных условий.

В 1998 году в деловой оборот было введено новое понятие - страховой стаж. Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная ее задача - создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему (доле) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. периода внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон 2001 г. о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось. Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует о другом. Так, п. 1 ст. И Закона 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Возникает вопрос: не повлечет ли исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности снижение качества труда, а в конечном итоге и влияние самой производственной функции социального обеспечения? Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и ее продолжительностью. В свою очередь уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникает другой вопрос: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда?

Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж - высокий заработок (трудовой доход) - высокий размер пенсии. Надо признать, что сейчас действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях. В настоящее время действует формула: более высокий заработок (доход) - большие отчисления страховых взносов (на будущую трудовую пенсию) в ПФР - страховой стаж - больший размер пенсии. Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию - как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны - вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии. Она выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа. На деле может произойти следующее. Работники бюджетной сферы, имеющие 30-35 лет страхового стажа, но низкий заработок, будут получать гораздо меньший размер пенсии, чем те, кто имеет стаж 5 лет, но за них (или они сами) вносили максимальный фиксированный платеж. Насколько это справедливо в социальном аспекте? На наш взгляд, подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики - свободы выбора труда и будущего пенсионного обеспечения. Насколько это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, записанными в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Она призвана целенаправленно влиять на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной защиты и главным образом через социальное обеспечение. Так, в 1999 г. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Хотя законодатель называет граждан, находящихся в бедности, малоимущими. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается от 2 /з до 3 /25 от общей численности населения. Число же обращающихся за такой помощью лиц составляет не более У4 нуждающихся. Это свидетельствует о неэффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, - отсутствие государственной системы эффективного обеспечения дохода независимо от статуса граждан.

От степени эффективности выполнения политической функции, социального обеспечения зависит социальная стабильность в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной государственной системы социальной помощи семьям с детьми, игнорирование позитивного прошлого опыта влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери (или другого родственника) за каждым ребенком в возрасте до трех лет (и 70 дней - для матери), но не более девяти лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Непосредственная биологическая связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Период ухода за детьми в возрасте до трех лет (но не более девяти лет в общей сложности) включался в трудовой стаж при назначении трудовой пенсии. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий, связанных с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая складывающуюся демографическую ситуацию в России. Кроме того, очевидно, что действующая государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В то же время в стране вводится такой проект материнского капитала, который можно рассматривать как временную меру государства. Такая социальная программа направлена на решение острой проблемы текущего момента. С точки зрения устойчивого демографического роста, воспроизводства населения на фоне неблагополучной экологической обстановки и состояния отечественной медицины она не может признаваться эффективным методом. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий в будущем.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу различных ограничений. Следовательно, государство обязано создать всевозможные условия для реализации их ограниченной трудоспособности. Такими мерами могут быть не только законодательно установленные квоты рабочих мест для инвалидов и пожилых, но и создание для них специальных рабочих мест и пр.

Посредством данной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полное либо частичное) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения выделяют защитную функцию. Она проявляется в том, что, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.).

В последние годы стали выделять духовно-идеологическую функцию социального обеспечения с идеологической, моральной и социально-психологической подфункциями . На наш взгляд, к перечисленным функциям следует добавить морально-этическую функцию социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. По своей сути они входят в содержание принципов, которые пронизывают все отношения в области социального обеспечения. Социальное обеспечение в социальном государстве осуществляет на практике его нравственные начала, воплощает его принципы. Это дает основание определить и выделить такую функцию социального обеспечения.

Полагаем, что имеет право на существование и такая функция социального обеспечения, как профилактическая (превентивная). Профилактика в обобщенном виде представляет собой систему мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. В советский период придавалось особое значение индивидуальной и общественной профилактике. Индивидуальная профилактика развивала рациональный режим и гигиеническое поведение в быту и на производстве, общественная - как система государственных, общественных и медицинских мероприятий в рабочих коллективах - являлась основой охраны здоровья граждан. С конца 80-х гг. XX в. об этом важном направления социальной деятельности государства забыли.

В настоящее время она проявляется только в рамках трудовых отношений - через систему охраны труда, да и то в усеченном виде.

В сфере социального обеспечения слабый механизм действия данной функции очевиден в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и случаев временной нетрудоспособности. Некое проявление превентивной функции можно видеть и в предоставляемом единовременном пособии женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинских учреждениях.

Признание существования превентивной функции социального обеспечения, методологическое ее обоснование и разработка в практических целях, ее законодательное закрепление будут в конечном счете вести к экономии финансовых средств и ресурсов, направляемых на социальное обеспечение.

На примере функций социального обеспечения видно, что чем больше государство будет учитывать их наличие и признавать их влияние на общество, тем эффективнее проводимые в стране социальные реформы и система социального обеспечения.

  • Шайхатдинов ВШ. Система социальной защиты в регионе и обеспечения населения в современной России // Социальная защита в регионе. Екатеринбург, 1999.С. 64, 65.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях Буянова М.О., Кобзева, Кондртьева З.А. Право социального обеспечения. - М. : Кнорус, 2013. - С. 13..

Существенных разногласий во взглядах ученых по поводу классификации функций социального обеспечения не наблюдается, однако есть различия в формулировке самих функций и в их количествеМачульская, Е.Е. Право социального обеспечения - М. : Юрайт, 2011. - С. 64-65..

Выделяют несколько основных функций социального обеспечения:

  • - экономическую ;
  • - политическую ;
  • - демографическую ;
  • - социально-реабилитирующую;
  • - охранительную или защитную.

Безусловно, одной из основных функций является экономическая функция социального обеспечения. Экономическая функция заключается в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи). Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью. социальный компенсация обеспечение

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики Васильев Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. - С. 597..

Конституция РФ закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ (ред. от 3.12.2012) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 3.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 43. - Ст. 4904. введено понятие - малоимущего гражданина или семьи, как критерия для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". - М.: Юрайт, 1997. - С. 15..

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы: на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи многодетным семьям, безусловно, влечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, повышению продолжительности жизни граждан.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д. Следовательно, эта функция имеет своей целью восстановление (в том числе возмещение) прежнего правового положения его субъектов Иванова Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - С. 75..

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми, безусловно, повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Охранительная или защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые Илюшин И.Н. Функции права. - СПб. : Питер, 2008. - С. 98.. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

  • - охрана социальных прав;
  • - защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В.Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункцииШайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. - М. : Юрайт,2011 - С. 66..

  • Введение
  • 1. Основы социального страхования в Российской Федерации
  • Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
  • 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
  • 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
  • 5. Единые пенсионные службы
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Виды трудовых пенсий.
  • 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
  • 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
  • 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Понятие трудовой пенсии по старости
  • 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
  • Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
  • О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
  • Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
  • Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
  • Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
  • Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
  • Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Условия назначения пенсий
  • 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
  • 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
  • 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
  • 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
  • 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 6. Понятие социальной пенсии
  • Размеры социальных пенсий
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие пенсии по инвалидности.
  • 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
  • 3. Порядок признания граждан инвалидами.
  • 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
  • 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
  • 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инва­лид­ности, пенсии по случаю потери кормильца.
  • 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
  • 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
  • 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
  • 4.1. Процедура обращения за пенсией
  • 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
  • 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
  • 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
  • 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 4.6 Право военно­слу­жа­­щих на трудовую пенсию
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 10
  • 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
  • 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
  • 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
  • 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
  • 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
  • Федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.3. Назначение пенсий
  • 4.5. Выплата пенсии
  • 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 4.7. Перерасчет государственных пенсий
  • 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
  • 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
  • Понятие пособий и их классификация
  • 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспе­чения
  • 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
  • 2.2. Пособие по беременности и родам
  • 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
  • 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
  • 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
  • 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • 2.11. Социальное пособие на погребение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
  • Виды страхового возмещения
  • 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
  • 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • 2. Медицинская помощь и лечение
  • 2.1. Законодательство о медицинской помощи
  • 2.2. Виды медико-социальной помощи
  • 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
  • Права семьи
  • Права женщин
  • Права несовершеннолетних
  • Права военнослужащих
  • Права граждан пожилого возраста
  • Права инвалидов
  • Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
  • Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
  • 4. Лекарственная помощь
  • 5. Санаторно-курортное лечение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
  • 1. Понятие социального обслуживания
  • 2. Законодательство о социальном обслуживании
  • 3. Принципы социального обслуживания
  • 4. Виды социального обслуживания
  • Стационарное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Надомное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Реабилитационное обслуживание
  • Реабилитация инвалидов
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
  • Государственный сектор социального обслуживания
  • Муниципальный сектор социального обслуживания
  • Стационарное социальное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Социальная помощь на дому
  • Содержание детей в детских учреждениях
  • Срочное социальное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Порядок оплаты социальных услуг
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Виды льгот по системе социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки ветеранов труда
  • 2. Льготы для инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Литература Основная
  • Дополнительная
  • Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Определения и Постановления Конституционного Суда рф
  • Постановление Пленума Верховного Суда рф
  • Постановления министерств
  • Приказы министерств России
  • Другие нормативные документы министерств и ведомств
  • Содержание
  • Тема 8. Пенсии по инвалидности
  • Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
  • Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
  • Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
  • Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
  • Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан
  • Функции социального обеспечения

    Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспе­че­ния: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

    Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отрас­лей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритет­ного развития и т. д.

    Политическая функция направлена на сближение социального уровня различ­ных слоев населения, создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизи­ровать общественные отношения в сфере соци­альной защиты насе­ления.

    Демографическая функция способствует стимулированию роста народона­селе­ния страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жиз­ни граждан и т. д.

    Социально-реабилитационная функция социального обеспече­ния (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и не­трудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, бла­гоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоро­вья всех граждан.

    Представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основ­ным назначением социального обеспечения.

    Социальное обеспечение и социальная зашита

    В правовой литературе понятие социального государства спра­ведливо увязы­ва­ется с понятием социальной защиты, а также его соотношением с социальным обеспечением.

    Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, свя­занных с предметом той или иной науки. В результате неоправдан­но сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментар­ный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сего­дня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания.

    Выделяя место «социального» в системе общественных процес­сов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспе­чение имеют тес­нейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоя­нию социальной защищенности и социальному обеспечению лич­ности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы высту­пают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.

    В широком смысле слова под социальной защитой понимается система соци­аль­ных отношений, при которых индивид способен са­мостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедея­тельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслу­живается». В данном значении социальная защита практически сов­падает с разветвленной системой гарантий прав человека.

    Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду кон­к­ретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обес­пе­чить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам насе­ления, которые находят­ся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

    Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившую в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслу­живание, пособие по безработице, пенсии по ста­рости, пособия по производ­ствен­ному травматизму, пособия по бе­ременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от раз­новидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что:

    Во-первых, социальная защита и соци­альное обеспечение - все же различные категории,

    Во-вторых, со­циальная защита может иметь своим объектом и общественные от­ношения, не связанные с социальным обеспечением.

    Конечно, Кон­венция не охватывает все социальные и иные проблемы, требую­щие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находя­щиеся на этапе позитивного (нормального) социального раз­вития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

    Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием соци­альной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня на­ селения .

    Вывод, хотя и логичный (ибо социальная полити­ка социального государства дол­жна быть направлена, прежде всего, на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг ме­роприятий лишь частично обозначает должные направ­ле­ния соци­альной защиты. За ее пределами остались такие меры, как преду­преждение и борьба с преступностью, защита природы и окружаю­щей среды, меры, направлен­ные на их сохранение.

    Следует полагать, что создание эффективной системы социаль­ной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно высту­пает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хо­зяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики го­су­дарства - защита всего населения и каждого человека . При этом агрессия рыночных отношений умножает основа­ния для социальной защиты и требует уси­ления внимания госу­дарства к социальной сфере. Вместе с тем, по мере стаби­лизации ситуации и повышения уровня жизни населения, идеи социальной защиты звучат менее актуально . В социальной политике возраста­ет интерес к проблемам социального развития - совершенствова­нию социальной структуры общества, обеспечению его процвета­ния. Весьма характерно, что термин «соци­альная защита» при этом иногда воспринимается как уничижительный по отно­шению к экономически активному населению, что представляется невер­ным. Все ка­те­гории населения так или иначе нуждаются в соци­альной защите, покрови­тельстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании усло­вий для предпринимательства, приобретения жилья и т. д. Соци­альное государство как раз и должно обеспечивать такую социальную за­щиту.

    Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одно­ временно на несколько отраслей права, перечисленных ниже .

    Трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудо­устройства различных слоев населения, стабильности трудовых от­ношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установ­ленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты рай­онных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работы, от­клоненной от тарифа, и т.д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работку с обучением, гарантий работникам при рассмотрении тру­довых споров (индивидуальных и коллективных).

    Гражданское право - государственная поддержка, охрана и за­щита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

    Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

    Семейное право - вопросы государственной поддержки инсти­тута брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

    Экологическое право - проблемы, связанные с созданием бла­гоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельно­сти членов общества и т. д.

    Финансовое право - вопросы и проблемы, связанные с обеспечением правовых действий в области права социального обеспечения.

    Налоговое право - вопросы, связанные с отчислением налоговых сборов граждан с их доходов для начисления сумм пенсионных выплат.

    Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институ­ты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

    Исходя из изложенного, совершенно очевидно, что понятие «со­циальная за­щита» значительно шире понятия «социальное обеспе­чение», так как последнее вхо­дит в категорию первого.

    Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнитель­ных форм социального обеспечения и благотворитель­ность.

    Государственное социальное обеспечение служит одной из га­рантий соци­альной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятель­ность государства, направленная на обеспечение процесса формирова­ния и разви­тия полноценной личности, на выявление и нейтрали­зацию негативных факторов, воздействующих на личность, на со­здание условий для самоопределения и утверж­дения в жизни.

    В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и пра­вовых гарантий, обеспечиваю­щих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уров­ня жизни.

    Перечень основных гарантий социальной защиты содержится в статье 7 Конституции РФ 1993г.: - охрана труда и здоровья лю­дей; - установление минимального размера оплаты труда; - государ­ственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан; - развитие системы социальных служб; государственные пенсии, пособия и т.п.

    В настоящее время продолжается разработка концепции соци­альной защиты применительно к новым политическим и социаль­но-экономическим условиям. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений.

    Важное теоретическое значение имеет разработка понятия со­циального обеспечения как категории, имеющей общечеловечес­кую ценность. Социальное обеспе­чение – это форма распределения материальных благ, но не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, соци­альных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизвод­ства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

    Данное определение является универсальным и отражает сущ­ность социаль­ного обеспечения независимо от конкретно-истори­ческих условий (экономи­ческого и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые при­знаки: 1) объективные основания, вызывающие потребность в осо­бом механизме социальной защиты, направленной на поддержа­ние или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники финансирования социального обес­печения;

    3) особые способы предоставления средств к существо­ванию; 4) закрепление правил назначения социального обеспече­ния в социальных, в том числе правовых нормах.

    Сущность социального обеспечения про­является в его функциях: - экономической (компенсационно-распре­делительной), - политической, - демографической, - реабилитационной и других.

    Экономическая функция социального обеспечения заключает­ся в полном или частичном замещении заработка или другого ис­точника средств сущест­вова­ния, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кор­миль­ца, полном или частич­ном возмещении дополнительных расходов при наступлении оп­ределенных жизненных обстоятельств, а также оказании минималь­ной денежной или натуральной помощи нуждающимся гражданам.

    Источником финансирования для ее осуществления служат го­сударственные внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по террито­ри­альному принципу. К внебюджет­ным фондам социального назначения относятся следующие фон­ды: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхо­вания, социального страхования, социальной поддержки.

    Политическая функция социального обеспечения способству­ет ослаблению социальной напряженности, связанной с чрезмер­ными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

    Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство наро­до­­на­селения, необходимое для нормального разви­тия страны.

    Социально-реабилитационная функция направлена на восста­новление об­щест­венного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощу­щать себя полноценными членами общества.

    Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюд­жетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потреб­ностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам.

    Удовлетворение потребностей может осуществляться с помо­щью: 1) назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенса­ций) на без­экви­валентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; 2) оказания бесплатных для потребителя социальных услуг (по оказанию ме­дицинской помощи, содержанию и воспитанию детей и др.) в пре­делах государ­ст­венных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам;

    3) предоставления льгот на возмездно-неэк­вивалентных началах.

    Существование данного комплекса отношений обусловле­но объективными причинами, поэтому государство заинтересова­но в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

    Что касается соотношения понятий социальная защита и соци­альное обес­пе­чение, то, руководствуясь статьей 7 Конституции РФ, первое следует признать бо­лее широким, т.к. оно охватывает га­рантии по охране труда, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и фун­кционирования государства, но выходящие за рамки отношений по социальному обеспечению.

    "

    Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 95-99. © М. В. Лушникова, 2009

    ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ М.В. ЛУШНИКОВА

    Обосновываются новые подходы к определению и классификации функций отрасли права социального обеспечения.

    Ключевые слова: право социального обеспечения, его функции.

    New approaches prove in clause to definition and classification of functions of branch of the right of social security.

    Ключевые слова: right of social security, it"s functions.

    В теории выделяют две концепции функций права. Это, во-первых, функции правового воздействия и, во-вторых, функции правового регулирования. «Воздействие» -более широкое понятие по сравнению с «регулированием». Последнее является разновидностью воздействия и предполагает использование специальных средств . При исследовании воздействия права акцент делается на содержательной компоненте, а регулирования - на формальной компоненте. На наш взгляд, именно функции правового регулирования позволяют с большей четкостью выявить специфические функции права социального обеспечения, которые отражают сущность данной отрасли, границы предмета правового регулирования и набор правовых средств, объединяемых методом правового регулирования.

    Начнем с того, что из социального назначения права социального обеспечения вытекают его функции. Под социальным назначением отрасли понимается её общественный характер, назначение и функции, определяющие порядок применения норм права социального обеспечения на практике. Под функциями права социального обеспечения нами будут пониматься основные направления правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу распределения социальных благ и услуг лицам, нуждающимся в социальной защите. Мы не будем проводить общепринятую в теории права классификацию функций на специальные юридические (регулятивные и охранительные) и общесоциальные (воспитатель-

    ные, информационно-ориентировочные, социального контроля и др.). Нашей задачей является выделение только тех функций, которые специфичны именно для права социального обеспечения, то есть функций, вытекающих из социального назначения этой отрасли. Более того, функции права социального обеспечения играют активную роль по отношению к предмету отрасли, по существу создают его, влияют на его структуру.

    В советской науке права социального обеспечения, а затем и в современных исследованиях практически всеми авторами называются такие функции, как экономическая, политическая, социальная (социально-реабилитационная), демографическая . Ряд авторов дополняют этот перечень указанием на духовно-идеологическую (воспитательную) , информационную функции отрасли. Между тем перечисленные функции являются общеправовыми и проявляются в той или иной степени во всех материальных отраслях права. На наш взгляд, это должны быть специфические отраслевые функции, вытекающие из социального назначения отрасли. Они должны отражать не только индивидуальные (частные) интересы физических лиц (семей), получающих социальные блага, но и государства (общества в целом), то есть публичные интересы. В первом случае имеется в виду функция социальной защиты лиц в случаях, вызванных причинами утраты дохода (заработка), нуждаемости путем компенсации, минимизации материальных потерь, социально-значимых расходов в денежной, натуральной формах и в форме социальных

    льгот. Речь идет об обеспечении лиц пенсиями, пособиями, социальными услугами, предоставлении социальных льгот. Назовем эту функцию защитно-компенсационной. Во втором случае следует вести речь о функции социальной адаптации и реабилитации, которые обеспечивают социальную интеграцию в общество указанных лиц. Иными словами, с помощью системы социально-обеспечительных мер следует приспособить, адаптировать лиц к новым для них условиям жизнедеятельности, интегрировать, включить их в общественные процессы (трудовую деятельность, иную общественно-полезную деятельность), определить на воспитание ребенка в приемную семью, создать инвалидам равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и др. Эта функция направлена на защиту от социального отторжения членов общества, нуждающихся в социальном обеспечении.

    Из этого следует выделение двух основных функций права социального обеспечения: 1) защитно-компенсационной; 2) социально-адаптационной (реабилитационной,

    интеграционной). Здесь важно подчеркнуть взаимосвязь и взаимозависимость этих функций. Государство должно обеспечить оптимальный их баланс. В противном случае, достаточно вспомнить российскую историю «нищелюбия», чрезмерное поощрение нищенства, отсутствие целенаправленной государственной политики может привести к плачевным последствиям.

    Вот ряд характерных примеров из мировой практики. Так, из самых светлых и даже сентиментальных побуждений английский король Георг III в 1809-1810 гг. утвердил акты о незаконнорожденных. Расходы на содержание таких детей должны были нести отец и мать, а приход должен был оказывать материальную помощь, если отец ребенка был не установлен. Но процесс установления отцовства такую возможность практически исключал. Согласно вышеназванным актам, каждая женщина еще до рождения ребенка могла одной голословной клятвой добиться заключения мужчины в тюрьму до тех пор, пока тот не обеспечит приход от расходов на ребенка, которого приписывают ему. В этой связи типичной стала ситуация, когда по указанию настоящего отца или приходского чи-

    новника женщина указывала на мужчину, который мог платить пособие (пенсию) на ребенка. Никаких доказательств от женщины для подтверждения отцовства не требовалось. Для мужчины это часто означало бегство из прихода или полное разорение, так как размер выплат был существенным. Вот как о последствиях этих, в общем, гуманных актов писал английский ученый Т. Фауль: «Разврат сделался выгодным занятием, т. к. содержание, получаемое матерью двух или трех незаконнорожденных детей от их отцов, давало ей возможность жить с большим комфортом, чем жили многие честные семьи... благодаря этой еженедельной пенсии, она считалась хорошей партией. Доход от продажи чести становился брачным приданным» .

    В благополучной Швеции еще в 70-е гг. прошлого века перекосы в социальном обеспечении, «лишавшие дома старых и малых и их родителей», вызвали к жизни «Компанию в поддержку семьи». Дело в том, что семьям, пользовавшимся услугами муниципальных детских садов, государство субсидировало 70 % расходов. Воспитывающие детей дома семьи эту субсидию не получали. При этом широкое развитие получила система интернатов для воспитания детей, домов для престарелых, реабилитационных центров др. Большинство из них содержалось за счет бюджета с хорошими по европейским меркам условиями содержания . В итоге это изменило само понятие «шведская семья». Если ранее в него вкладывали несколько фривольное содержание, то теперь это, как правило, семья, состоящая из мужа и жены (часто в незарегистрированном браке) среднего возраста, максимум с 1-2 детьми школьного возраста. Отсюда и требования части населения «вернуть в дома старых и малых и их родителей», заменив субсидии на содержание детей, больных и престарелых в государственных и муниципальных заведениях прямыми денежными выплатами семьям. В настоящее время стала общим местом констатация кризиса института семьи в Швеции и его связь с некоторыми аспектами социального обеспечения.

    Немало примеров подобного рода касаются государственной помощи бедным в США (талоны на продовольствие, пособие на

    воспитание ребенка в неполных семьях и др.), системы семейных пособий и предоставления социального жилья во Франции и др . В современной России примеры, как правило, противоположного характера, когда многие социальные выплаты не позволяют поддерживать даже биологического существования. Это касается, прежде всего, пенсий по старости большинству граждан, которые в среднем покрывают всего 26 % утраченного заработка, что почти на одну треть меньше общепризнанного мирового стандарта в 40 %. С учетом крайне низкого уровня зарплат, размер пенсий многих граждан не покрывает даже размера коммунальных платежей.

    Перед государством на всех этапах его развития стояла и стоит сегодня проблема пределов, уровня социального обеспечения. Чем выше уровень экономического и культурного развития общества, тем шире круг социальных потребностей, подлежащих удовлетворению. Обеспечение достойного уровня жизни означает удовлетворение не только биологических потребностей (в пище, крове, лечении и т. д.), но и социальных (доступ к образованию, культурным ценностям общества). Однако при этом названное социальное обеспечение не должно поощрять «иждивенчество» за счет общества. Уместно в данном случае также напомнить и о поощрении российским государством до Октябрьской революции организации системы трудовой помощи.

    Взаимодействие рассматриваемых парных функций многогранно и циклично на различных исторических этапах. В первые годы советской власти, как уже отмечалось, легализация всеобщей трудовой обязанности значительно деформировала компенсационную функцию социальной защиты населения. Вместе с тем весьма своеобразно принудительно обеспечивалась и социально-реабилитационная (интеграционная) функция. В настоящее время процесс согласования этих функций продолжается, и он представляется нам непрерывным, так как на него оказывают влияние состояние экономики, государственная социальная политика и целый ряд других факторов.

    Это отмечается и западными учеными, которые предлагают различные пути совершенствования современных систем государ-

    ственной помощи путем стимулирования перехода «от пособий к трудовой деятельности», объявляют борьбу с так называемой культурой бедности, когда бедность становится образом жизни и «передается» из поколение в поколение. Так, во многих западных странах, в частности и во Франции, проводится политика по социальной адаптации граждан путем не только совершенствования системы трудоустройства, но и оказания помощи отдельным гражданам в их интеграции в трудовую деятельность на основании заключенных с ними контрактов социальной адаптации. Понятие «интеграции в активную жизнь», возникшее в Западной Европе, основывается на идее, в соответствии с которой демократическое общество не может допустить необязательности выполнения общей для всех системы правил общежития, превращения трудоспособного члена общества в иждивенца.

    Действующее российское законодательство в определенной мере отражает названную тенденцию. Так, по Закону о занятости (1991 г.) размер пособия по безработице снижается в зависимости от продолжительности его выплаты с 75 % средней заработной платы до 45 %; при отказе в период безработицы от двух вариантов подходящей работы наступает ответственность в виде приостановления выплаты пособия сроком до трех месяцев . Законом об основах социального обслуживания населения (1995 г.) предусматривается оказание социальных услуг социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, законом о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предусматриваются меры по содействию уровню их социальной адаптации и упрочению социальных связей (профессиональное обучение и переобучение, содействие в трудоустройстве и др.) .

    Следует отметить, что договорные механизмы появились не только в системе социального страхования, но и в системе государственной социальной помощи. Они призваны выполнять не только компенсационную, но и реабилитационную, адаптационную функции. Так, ряд субъектов Российской Федерации применяет практику заключения социальных контрактов адаптации при оказании лицам государственной социальной

    помощи. Этот контракт является договором о встречных взаимных обязательствах между лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, и государственным органом социальной защиты населения по её преодолению. Гражданин получает социальное пособие, которое может быть использовано в соответствии с договором для осуществления целей развития подсобного хозяйства или организации индивидуальной трудовой деятельности, являющихся источником постоянного дохода семьи; для оплаты услуг, связанных с обучением по специальности; лечения заболевания, препятствующего трудоустройству. При этом постепенно обеспечивается всё большая самостоятельность бедствующего человека (его семьи) в преодолении трудной жизненной ситуации .

    Взаимодействие компенсационной и реабилитационной (адаптационной, интеграционной) функций характерно не только для правовых режимов государственной социальной помощи и социального обслуживания (нестраховых форм социального обеспечения), но и для обязательного социального страхования. Так, в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний часть средств должна направляться на профессиональную реабилитацию пострадавших лиц. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа . Более того размер пособия по временной нетрудоспособности ограничивается максимальными размерами. Установлены также ограничения по продолжительности выплаты названного пособия (не более чем за 75 календарных дней, лицу, заключившему срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев). В соответствии с действующим пенсионным законодательством лицу, осуществляющему работу и (или) иную предусмотренную законом деятельность, не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности или со дня предыдущего перерасчета по его заявлению производится перерасчет размера страховой части пенсии. Таким образом, действующее социально-страховое законодательство стимулирует активную трудовую деятельность граждан.

    Компенсационная функция социальной защиты населения и функция социальной адаптации (реабилитации и интеграции) тесно связаны между собой, и их сбалансированная реализация имеет принципиальное значение. Именно единство и взаимодействие названных функций определяют специфику, особый «колорит» отраслевых функций права социального обеспечения. Было бы ошибочным считать, что социальная компенсационная функция присуща только праву социального обеспечения. Эту функцию, бесспорно, выполняют трудовое, финансовое, процессуальные отрасли права и др. Но синтез рассматриваемых функций - неповторимая, специфическая черта именно права социального обеспечения как отрасли, в которой сочетаются публичные и частные интересы. Кроме того, названные функции диктуют цели и задачи законодательства о социальном обеспечении, которые отражают государственную социальную политику. Роль государства заключается не только в том, чтобы защитить население путем материальной компенсации последствий социальных рисков, но и гарантировать право на защиту от социального отторжения путем реализации политики социальной адаптации, «интеграции в активную жизнь» этих членов общества.

    Единство рассматриваемых функций проявляется и во взаимодействии (соотношении) страховых и нестраховых форм социального обеспечения. Социальное страхование охватывает, главным образом, трудоспособное население, которое на солидарных принципах, опираясь на собственные силы, решает проблемы социального обеспечения на случай наступления последствий социальных рисков. Здесь равновесие (баланс) компенсационной и социально-адаптационной функций проявляется, прежде всего, в стимулировании трудоспособного населения к трудовой или иной общественно полезной деятельности. Те же слои населения (дети, пенсионеры, инвалиды и др.), которые не могут в полной мере обеспечить свои жизненные потребности, получают от государства адресную государственную помощь. Но и в этом случае речь идет об оптимальном сочетании двух рассматриваемых функций, где социально-адаптационная функция призвана

    обеспечить защиту названных лиц от социального отторжения, обеспечить климат физического, психического и эмоционального благополучия.

    Особо подчеркнем, что единство и взаимодействие защитно-компенсационной и социально-адаптационной функций обеспечивают всестороннюю защиту социальнообеспечительных прав, в том числе личных (неимущественных) социально-обеспечи-

    тельных прав.

    В будущем при разработке проекта Кодекса социального обеспечения важно легализовать принцип оптимального согласования защитно-компенсационной и социальнореабилитационной функций права социального обеспечения, провозгласив её в качестве основной цели законодательства о социальном обеспечении. Однако, на наш взгляд, достижение указанного баланса частных и публичных интересов, равновесного сочетания защитно-компенсационной и социальнореабилитационной функции должно обеспечиваться в рамках социального назначения отрасли. Социальная направленность права социального обеспечения заключается в установлении законодательством государственных гарантий социально-обеспечительных прав граждан, прав на достойный уровень жизни. Социально-обеспечительное законодательство основано на единстве частных и публичных интересов в социальной сфере. В этой связи вышеназванные функции имманентно присущи праву социального обеспечения и определяют его судьбу на каждом отрезке исторического развития. Именно функции современного права социального обеспечения диктуют расширение сферы его действия и предмета правового регулирования, включение в его орбиту отношений по добровольному договорному социальному обеспечению, дополняющему обязательные формы социального обеспечения; защиту нематериальных личных соци-

    ально-обеспечительных прав. Как справедливо отмечается в литературе специалистами по общей теории права и специалистами отраслевых наук, есть все основания полагать, что роль функций в динамике структуры отраслей права, появлении новых норм и институтов, изменении предмета той или иной отрасли является определяющей .

    1. См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. -М., 1966. - С. 48-50; Орзих М.Ф. Право и личность. - Киев, 1978. - С. 57-58.

    2. См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. - М., 2004. -С. 37-39; Мачульская Е.Е., Добромыслов К.Е. Право социального обеспечения. - М., 2006. -С. 14-15.

    3. См.: Право социального обеспечения / под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. - С. 24.

    4. См.: Васильева Ю.В. О функциональном подходе к предмету права социального обеспечения // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. - С. 600.

    5. Фуль Т. Призрение бедных в Англии. - СПб., 1899. - С. 111.

    6. См.: Тиайнен Т.В. «Государственный феминизм» в Швеции во второй половине ХХ в. // Вопросы истории. - 2007. - № 1. - С. 125134.

    7. См. подробнее: Лушникова М.В., Лушни-ковА.М. Курс права социального обеспечения. - М., 2008. - С. 24-62.

    8. Ведомости ВС РФ. - 1991. - № 18. - Ст. 572 (с посл. изм и доп.).

    9. СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.

    10. См.: СкоробогатоваВ. Республика Коми: социальный контракт как форма социальной помощи // Человек и труд. - 2006. - № 3. -С. 41-45.

    11. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.

    12. См.: Васильева Ю.В. О Указ. соч. - С. 597.

    Похожие публикации