Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции. Виды лечения дислексии Как понять что у ребенка дислексия

Офтальмологом Рудольфом Берлином термин “дислексия” был введен в 1887 году, он использовал это понятие для обозначения интересного случая из практики, когда интеллектуально и физически здоровый мальчик испытывал определенные трудности в обучении чтению и письму. При этом во всех остальных областях деятельности ребенок показывал результаты, соответствующие его возрасту.

Этот термин обозначает частичное специфическое нарушение навыков к чтению при общей способности к обучению . Дислексия, как и дисграфия, у детей, требует лечения, а точнее – коррекции.

Симптомы дислексии

Данное заболевание имеет ряд характерных симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство. При совпадении симптомов необходимо предпринять меры, чтобы избавиться от этого расстройства.

Первые признаки:

  • Близкое расположение книги при чтении, при этом ребенок в процессе часто трет глаза. По какой-то причине при чтении закрывает один глаз.
  • Ребенок начинает быстро переутомляться.
  • Начинает капризничать и лениться, всеми возможными способами пытается избежать выполнения письменных работ или чтения;
  • Может читать книгу, повернув голову набок или так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  • При чтении пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  • Часто после чтения жалуется на сильную головную боль;
  • Ребенку становится трудно запоминать и воспроизводить различные геометрические фигуры;
  • Возникают сложности в написании слов – ребенок начинает писать слова задом наперед.
  • Для своего возраста у ребенка слабые навыки чтения.
  • При написании текста слова накладываются друг на друга, почерк становится плохим.

Любое заболевание нужно диагностировать как можно раньше, и дислексия не исключение. Для определения точного диагноза расстройства, требуется консультация специалиста.

Причина дислексии у ребенка

Мозговая дисфункция, сопровождающаяся биологическими или психологическими факторами, является основной причиной дислексии. При дислексии у ребенка отмечаются расстройство вербальной речи, сложности с написанием и пониманием письменной речи, что в дальнейшем может привести к проблемам с запоминанием.

Но это не означает, что причина появления расстройства является интеллектуальная или умственная неспособность у ребенка.

Причина возникновения лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении. Предугадать возникновение дислексии у ребенка просто невозможно, данное заболевание может иметь наследственный характер. Наличие в организме определенных генов влияет на появление этого расстройства.

Запись на консультацию

Классификация дислексии у детей:

Тип дислексии В чем выражается
семантическая При этом типе дислексии ребенку сложно понимать прочитанные тексты, понимать смысл отдельных предложений. Ему трудно пересказать прочитанный текст и еще сложнее уловить суть текста. В связи с этим, у ребенка нарушается мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
оптическая У ребенка появляются сложности в написании сходных графических букв, например -Д-Л, В-З, так и состоящие из одинаковых элементов, но с различным расположением в пространстве (Г - Т, Ь - Р).
фонематическая При этой форме дисграфии у детей появляется недоразвитие функций фонематической системы, проявляется неспособность различать звуки, отличающие между собой по смыслоразличительному признаку. Например, «пила-липа, голод-холод»
мнестическая У ребенка при этой форме дислексии нарушается слухоречевая память. Нарушается связь между зрительным образом написания буквы, звучанием буквы и произношением.
аграмматическая Обнаруживается при не сформировании речевого аппарата. Происходит затруднение в склонении слов, появляются ошибки при произношении окончаний слов.

Диагностика дислексии

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Это отклонение проявляется в стойкой неспособности освоить слогослияние, чтение слов и, следовательно, непониманием прочитанного материала. Как определить дислексию у детей? Данная особенность выражается в том, что ребенок может менять буквы местами, добавлять или пропускать буквы и слоги, искажать звучание слов и не различать на слух отдельные и близкие по звучанию звуки “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. У детей дислексия вызывает ряд серьезных трудностей не только в изучении языка (ребенок очень неохотно выполняет задания по русскому языку), но и, как следствие, в общей системе обучения и межличностных взаимоотношений.

Диагностировать дислексию возможно в возрасте 6-7 лет . По статистике оно знакомо 5-12% всех людей и вызвано снижением мозговой активности определенной зоны левого полушария. Неврологическая природа заболевания требует определенных усилий и терпения в вопросе коррекции дислексии и преодоления трудностей в обучении, вызванных этим отклонением.

Может возникнуть закономерный вопрос – а как определить наличие дислексии у взрослых? Кому-то это может показаться удивительным, но данная проблема проявляется абсолютно одинаково у всех возрастных групп. Многие взрослые, страдающие дислексией, просто пережили те года, когда ситуация была наиболее очевидной. Тем не менее, без должного внимания даже в солидном возрасте могут наблюдаться проблемы с чтением. Зачастую случается так, что до определенного момента человек мало занимался чтением, а после смены рода деятельности возникла острая необходимость в нем. Тогда взрослые и обращаются за коррекцией дислексии к специалистам.

Как лечить дислексию у ребенка?

Единственно верный и важный шаг при вопросе “как помочь при дислексии” – коррекция этого отклонения и применение современных программ и методик обучения без промедления. Это позволит максимально облегчить процесс освоения правил чтения и произношения. При исправлении такого нарушения лечение дислексии (и дисграфии) у детей должно производиться только в индивидуальном порядке и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Лечение включает в себя программы систематизированного обучения и направлено на формирование и развитие фонематических навыков, увеличение словарного запаса и беглость чтения, улучшение памяти и понимания прочитанного текста.

Если же к нам обращаются с проблемой взрослые, коррекция отклонения требует более сложной работы, ведь причины дисграфии и дислексии у взрослых могут крыться в глубоком детстве, как, например, травмы, осложнения при вирусных заболеваниях, ограничение подвижности в детстве, даже недостаток общения с ребенком впоследствии может привести к дислексии.

Лечение взрослых, также, может предполагать работу с нарушениями мозговой деятельности человека, ведь такой вид активности, как речь, – требует согласованной работы сразу нескольких участков мозга. Дислексики, возможно, продумывают фразы абсолютно верно, но произнося её, они могут терять слова “по пути”, от мозга к речевому аппарату, а человеку будет казаться, что он их сказал, например, проговорив “про себя”. Мы подходим к лечению дисграфии и дислексии у взрослых с точки зрения нейропсихологии.

Многие родители задают вопрос: “Как определить дислексию, какие центры в Москве занимаются вопросами дислексии и ее лечением, и какова стоимость коррекции дислексии у детей?” В центре педагогической диагностики “Итэль” проблеме речевого отклонения уделяется серьезное внимание. Поскольку дислексия у большинства детей вызвана нейробиологическим фактором, главной задачей родителей и педагогов будет помощь ребенку в успешном освоении навыков чтения. Наши методы коррекции дислексии наработаны годами и помогли уже многим людям, – как детям, так и взрослым.

Запись на консультацию

Коррекция дислексии у взрослых

С возрастом диагностировать и скорректировать расстройство «дислексия» намного сложнее, чем в раннем возрасте. Появляются определенные трудности с восприятием письменной и звуковой информации, ошибки в произношении различных слов, в связи с этим у человека появляется невнимательность и рассеянность, он начинает плохо запоминать слова. Определенная трудность появляется в планировании дня и организации своего времени. Тем не менее, коррекция возможна.

В целом, методы корректировки схожи с методами, которые применяются для детей – это разнообразные упражнения, которые выполняются под надзором специалиста. После нескольких сеансов взрослые могут продолжать делать упражнения уже самостоятельно.

Параллельно с этим рекомендуется принимать витамины, которые улучшают состояние нервной системы и хорошо влияют на работу мозга – витамины группы B и омега-3 жирные кислоты.
Самое главное во время корректировки для взрослых – это регулярно заниматься упражнениями, которые предложат вам специалисты, и следить за собой.

Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)

С раннего возраста рекомендуется заниматься специальными упражнениями с ребенком для освоения устной речи и письма. Профилактические занятия должны основываться на развивающих занятиях. Специализированные игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить образно и делать выводы основываясь на анализе. Примеры упражнений ниже:

Дидактические игры для ребенка

«Исправь ошибку»

Игра для развития фонематического восприятия, слухового внимания
Ребенку бросают мяч, говорят слово, при этом заменяя в нем какой–либо звук на оппозиционный.
Задача ребенка – поймать мяч и исправить слово.
«Найди букву»
Игра на развитие буквенных знаний, внимания и быстроту реакции.
Детям дается возможность помочь вымышленному герою найти как можно больше необходимых букв и зачеркнуть их.
«Найди звук»
Игра на развитие фонематического восприятия. Рисуется схема слова, логопед/родитель его зачитывает и называет звук, который ребенку необходимо найти и показать на схеме.

Благодаря дидактическим играм ребенок научится правильно и читать, и писать, ведь в раннем возрасте у детей память очень развита. Возможных упражнений может быть очень много, допускается поощрение ребенка за правильные ответы.

Для жителей районов ЗАО и ЮЗАО занятия проводятся по Ленинский проспект 64/2.

Время начала занятий: по предварительной записи .

Форма занятий: индивидуальная.

Коррекционные занятия по исправлению специфических отклонений и полному лечению дислексии у детей проводятся опытными специалистами-дефектологами, логопедами и другими специалистами, имеющими большой опыт работы и применяющими в своей работе передовые методики и новейшие развивающие программы.

  1. Автор: Гулжан
    08.05.2018 | 22:30

    Дд! Сколько стоит курс! Есть ли предварительно консультации для иностранных граждан. Мы из Казахстана. По времени сколько займёт курс? Сыну 10 лет дисграфия, СДВ

  2. Автор: itel
    07.06.2018 | 02:27

    Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

    Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

    Дислексию называют «болезнью гениев».

    Причины

    Классификация

    Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

    Видовая классификация

    Вид Описание
    Дислексия травмы Возникает после травмы головного мозга
    Первичная дислексия Наследственная, чаще проявляется у мальчиков
    Вторичная дислексия Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
    Визуальная Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
    «Аудиторная» дислексия Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
    Дисграфия У ребенка появляются трудности в написании букв

    Классификация по формам

    Формы Описание
    Фонематическая Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
    Семантическая Человек не понимает прочитанных слов и предложений
    Аграмматическая Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
    Мнестическая Человеку трудно запомнить все буквы
    Оптическая Путает графически сходные буквы
    Тактильная Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

    Признаки

    Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

    Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

    Проявления у детей

    Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

    Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

    Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

    «Звездная» болезнь

    Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать, потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

    Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:


    Обследование

    Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

    В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

    Лечение

    Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

    Краткое описание

    Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме. Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ. При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

    Формы дислексии

    Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

    • фонематическую;
    • семантическую;
    • аграмматическую;
    • оптическую;
    • мнестическую;
    • тактильную;

    Фонематическая

    Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

    Семантическая

    Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

    Аграмматическая

    Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

    Оптическая

    При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

    Мнестическая

    Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

    Тактильная

    Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

    Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия» , где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

    Причины дислексии

    Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством. Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например: В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

    • анемия матери;
    • порок сердца матери и плода;
    • асфиксия;
    • затяжные роды;
    • фетоплацентарная недостаточность;
    • преждевременная отслойка плаценты;
    • обвитие и аномалия развития пуповины;

    Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

    • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
    • гемолитическая болезнь плода;
    • желтуха у новорождённого;

    К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.); Повредить мозг механическим путём можно при:

    • плодоизгоняющих манипуляциях;
    • затяжных родах;
    • внутричерепных кровоизлияниях.

    Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

    • нейроинфекция;
    • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
    • тяжёлые хронические заболевания;

    Дислексия может сопровождать :

    • алалию;
    • дизартрию;
    • афазию;
    • умственную отсталость.

    Это связано с патологиями зон мозга.

    Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

    • дефицит речевого общения;
    • педагогическая запущенность;
    • билингвизм.

    Симптомы

    Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми. Изучение дислексии показало, что дислектики:

    1. имеют широкий кругозор;
    2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
    3. имеют отличное воображение;
    4. обладают развитой интуицией;
    5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

    Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

    Ранние признаки

    Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу. К категории можно отнести:

    • изменение порядка букв при составлении слов;
    • нежелание читать вслух и писать сочинения;
    • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
    • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
    • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
    • невнимательность;
    • плохая память;
    • затруднения с выполнением простейших указаний;
    • неуклюжий захват ручки;
    • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

    В дошкольном возрасте

    • Позднее начало развития речи.
    • Затруднения в произношении и изучении слов.
    • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
    • Проблемы в общении со сверстниками.
    • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
    • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

    Младшая школа

    • Проблемы с декодированием слов.
    • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик - коробка).
    • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
    • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
    • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
    • Затруднения в запоминании фактов.
    • Нарушенная координация движений.
    • Импульсивность и неловкость.
    • Медленное освоение новых навыков.

    Средняя школа

    • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
    • Упорное нежелание читать вслух и писать.
    • Плохая память, что влияет и на планирование.
    • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
    • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
    • Плохо читаемый почерк.
    • Затруднения с произношением и написанием слов.

    Старшая школа

    • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
    • Недостаточный навык письма.
    • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
    • Неправильное произношение слов.
    • Плохое восприятие информации.
    • Плохая память.
    • Медленная скорость работы.
    • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

    Взрослые

    • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
    • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
    • Труднопонимаемое произношение.
    • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
    • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
    • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
    • Слабые организационные навыки.

    Диагностика

    Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду. Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

    • как протекала беременность матери;
    • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
    • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
    • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

    После сбора анамнеза логопед выясняет:

    • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
    • особенности формирования этих навыков;
    • состояние артикуляционного аппарата;
    • состояние моторики;
    • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

    После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

    • зачитывание вслух;
    • списывание текста;
    • письмо на слух.

    В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

    Тест на дислексию

    Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению. Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию. Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

    Лечение и коррекция дислексии

    Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов. Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

    • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
    • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
    • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
    • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
    • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
    • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

    У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми. Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

    Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

    Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

    Что такое дислексия?

    Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу. При этом ребёнок не способен:

    • быстро и правильно узнавать слова;
    • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки);
    • осваивать элементарные навыки правописания.

    У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

    Причины заболевания

    Основная причина дислексии у детей - отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями. В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

    Симптомы детской дислексии

    Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения. При таком диагнозе ребёнок:

    • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
    • постоянно трёт глаза;
    • немного косит;
    • жалуется на головную боль после чтения;
    • подносит книгу очень близко к глазам;
    • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
    • быстро устаёт;
    • избегает чтения, домашних заданий;
    • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом;
    • пишет слова задом наперёд;
    • не укладывается в нормы техники чтения;
    • плохо пишет.

    Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога. Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

    Методы лечения и коррекции

    Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

    Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей - это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв. Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

    1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
    2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
    3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия - «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

    Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат - потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

    Что такое дислексия

    Дислексия, что это за болезнь? Распространенное неврологическое нарушение работы мозга, в большинстве случаев вызывающее неспособность к обучению, называют дислексией. Более 15% людей на планете, вне зависимости от уровня их умственных способностей, имеют сложности с восприятием, чтением, письмом или вычислительными процессами. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям лентяями Страдающих дислексией детей ошибочно принимают за ленивых или отставших в развитии, поскольку у большинства из них уровень IQ выше среднего. Проблема заключается в невозможности доступа к «анализатору слов» и другим отделам мозга, отвечающим за способность распознавать слова, осуществлять декодирование и овладевать навыками правописания. Такие дети:

    • имеют невысокую скорость чтения;
    • допускают ошибки;
    • искажают слова, пропуская или добавляя звуки;
    • меняют буквы местами;
    • пропускают слоги.

    Также часто они не способны воспринимать на слух и использовать в речи определенные звуки или же различать похожие. Чтение, пересказ или изложение – самые сложные виды работ для детей с дислексией .

    Причины появления дислексии у детей

    С момента открытия заболевания (1881 г.) исследователи искали ее нейробиологическую основу, пытаясь найти причины дислексии. С появлением современных методов нейровизуализации ученые смогли выявить связь между функциональными и структурными различиями в мозге детей, имеющих проблемы с письмом и чтением, выявить и установить причины дислексии и дисграфии у детей.

    Нейроанатомия

    Альберт Энштейн, Том Круз, Мэрилин Монро, Кира Найтли - это далеко не полный список известных дислексиков

    У людей с дислексией можно наблюдать меньшую электрическую активацию в части левого полушария мозга, участвующей в процессе чтения. При проведении фМРТ у людей с дислексией также были выявлены нарушения на обеих сторонах мозжечка и понижение кровотока исследуемых областей.

    Генетика

    На сегодняшний день открыты гены, связанные с дислексией. Аутопсия мозга людей с данным заболеванием демонстрирует анатомические отличия языкового центра и корковые пороки развития, появляющиеся примерно на шестом месяце эмбрионального развития головного мозга. При вскрытии у дислектиков часто выявляют аномальное развитие клеток внеязыковых церебральных и подкорковых структурах головного мозга. Особенный генетический код позволяет дислексикам использовать ту часть мозга, которая изменяет восприятие. Степанова Виктория Владимировна, врач-педиатр, детский центр «Остеопат», г. Москва Дислексия – это не болезнь, а особенность вашего ребенка. Для начала нужно ее принять. Невозможно добиться успеха, отвлекаясь на жалость к себе и ребенку. Необходима здоровая атмосфера в семье и достаточное количество времени на упражнения.

    Взаимодействие генов и окружающей среды

    Дислексия подразумевает нарушение чтения, написания и произношения слов

    Воспитание, качество преподавания и среда, в которой находится ребенок, играют важную роль в обучении и запоминании, но генетические факторы, выявленные после применения близнецового метода исследования, оказались доминирующими в отношении проблем с чтением. Процесс обучения письму и чтению длительный и сложный, так как в нем принимают участие четыре различных анализатора:

    • зрительный;
    • двигательный;
    • речедвигательный;
    • речеслуховой.

    Все процессы, связанные с работой анализаторов, происходят в теменно-затылочно-височной областях мозга и окончательно формируются только к 10 -11 годам жизни человека. Если ребенку по наследству были переданы недосформированность и незрелость мозговых структур, то он будет испытывать трудности в процессе обучения чтению и письму. Дислексия у взрослых не так бросается в глаза, как у детей , что говорит о возможности коррекции интенсивности проявления симптомов. В этом видео опытный психолог разъяснит, что такое дислексия, методы диагностики, лечения, а также профилактики:

    Симптомы

    Симптомы дислексии характерны как для детей, так и для взрослых, но у последних они с возрастом сглаживаются. Основными признаками заболевания являются:

    • задержка начала речи (дополнительно подготовлена статья о дизартрии - речевой патологии, при которой нарушено звукопроизношение);
    • проблемы различия левой и правой сторон;
    • сложности с направлением движения;
    • отвлечение на фоновый шум;
    • проблемы с идентификацией и нахождением рифм;
    • трудности с делением слов на слоги и их подсчетом;
    • проблемы с подбором нужного слова для обозначения предметов или понятий;
    • многочисленные ошибки при письме как у взрослых, так и у детей.

    Расстройства, сопутствующие дислексии:

    • синдром дефицита внимания;
    • нарушения расстройство обработки звука;
    • диспраксия (проблемы с организацией, контролем движений, выполнением рутинных задач, кратковременной памятью).

    Диагностика

    Существуют специальные тесты для диагностики дислексии, и ее отличия от обычных проблем в изучении правописания и чтения. Тест на дислексию может проводиться учителем или компьютером . Также предрасположенность к заболеванию выявляется при проведении генетического анализа, способного обнаружить наличие гена, связанного с дислексией.

    Виды дислексии

    Симптоматика дислексии проявляются по-разному, но исследователи объединили однородные симптомы в группы и определили следующие виды дислексии:

    1. Фонематическая дислексия . Ребенок читает побуквенно, переставляя и пропуская слоги, смешивая похожие звуки (например, парные: д-т, ж-ш, б-п).
    2. Семантическая дислексия . При нормальной технике чтения ребенок полностью или частично не понимает смысл прочитанного. Общая смысловая картинка не складывается, так как для ребенка слова никак не связаны между собой.
    1. Аграмматическая дислексия . Выражена проблемами в согласовании окончаний между существительным и прилагательным, или существительным и глаголом. Например: «черный кошка», «большая дерево».
    2. Оптическая дислексия . Ребенок путает буквы, схожие по написанию.
    3. Мнестическая дислексия . Невозможность запомнить связь между обозначением буквы и связанным с ней звуком. У ребенка имеются проблемы с чтением и пониманием фонетики.
    4. Дисграфия . Буквы плохо ориентированы в пространстве, ребенок допускает большое количество грамматических ошибок, путает похожие по написанию буквы. Люди, страдающие от дисграфии, медленно пишут, пропускают знаки препинания, имеют плохой почерк.
    5. Дискалькулия . Проблемы с установлением последовательности и запоминанием фактов и формул, необходимых для проведения математических расчетов.
    6. Алексия . Приобретенная дислексия, чаще всего вызванная повреждениями головного мозга из-за инсульта или атрофии.

    Данная классификация дисслексии позволяет сузить круг поиска причин дислексии у младших школьников. Все представленные формы дислексии усложняют процесс обучения. В школе дети с симптомами дисграфии, как правило, очень комплексуют из-за своей особенности. Они всячески избегают чтения вслух и пересказа, стараются составлять короткие фразы на письме . Повзрослев, такие люди стремятся найти работу не связанную с документооборотом, и часто имеют успех в творческой сфере. Надежда Попова, методист Медународной ассоциации Дейвиса, г. Москва Родители очень удивляются, услышав, что за 5 дней коррекционного курса можно добиться видимых результатов. Метод Дейвиса позволяет научить ребенка контролировать «мешающее состояние» и показать родителям, куда и как двигаться дальше.

    Дислексия у младших школьников: коррекция и упражнения

    К сожалению, дислексия – хроническое заболевание, и полностью избавиться от нее невозможно , но при должной настойчивости, можно частично устранить симптомы при помощи коррекции и упражнений, особенно у младших школьников. Так пишет ребенок, у которого обнаружена дисграфия (к примеру: сапоко - собака, лисонок - лисенок, пыл-был, детиривом - тетеревами) Считается, что ребенок путем многочисленных тренировок и помощи родителей способен овладеть чтением и письмом. Как правило, замечая у ребенка симптомы дислексии, родители спешат найти хорошего логопеда (хотя во многих западных странах данное заболевание не является логопедической проблемой) или психолога. Но даже тандем высококвалифицированных врачей способен лишь задать нужное направление лечения и при необходимости корректировать его. Основная работа ляжет на плечи родителей и ребенка. Лечение дислексии может затянуться на месяцы или годы, прежде чем будет заметен эффект . Придется набраться терпения и усердно трудиться, чтобы коррекция дислексии и дисграфии дала результат. Нужно понимать, что лечение дислексии у детей будет происходить быстрее, чем у взрослых. Агашкина Ольга Михайловна, логопед-дефектолог, Московский Психо-Социальный Институт Лечение дислексии у детей – трудоемкий процесс, к которому в большинстве случаев нужно подключать врача. В школе практически в каждом классе есть дисграфик, но не у всех логопедов есть опыт работы с таким ребенком. В данном случае помочь сможет психолог или дефектолог. Если нет желания обращаться к работнику школы, можно поискать специалиста на сайтах для репетиторов. Суть занятий состоит в тренировке речевого слуха и буквенного зрения. Для этого используются специальные речевые игры, азбука для складывания слов и выделения их элементов. В ходе занятий ребенок постепенно будет запоминать соответствия между звуками и буквами.

    Лучшей тренировкой считается повторение слов, написание диктантов и анализ состава слов. Не стоит торопиться и увеличивать скорость чтения и письма. Ребенку необходимо хорошо прочувствовать буквы, звуки, слоги.

    Дислексией можно управлять с помощью специального обучения и способов поддержки

    Во время занятий к ребенку нужен особый подход . Родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

    • необходимо давать ребенку почувствовать его маленькие успехи;
    • лучше отказаться от проверок скорости чтения, так как обстановка экзамена может вызвать невроз;
    • нельзя использовать упражнения, где в тексте есть ошибки, подлежащие исправлению;
    • читать лучше меньше, но вдумчиво и с минимальным количеством ошибок;
    • необходимо делать упор на работу с устной речью;
    • ни в коем случае не стоит слишком бурно выражать похвалу или недовольство – хорошим результатам способствует только спокойная обстановка.

    Чтоб развивать своего ребенка логически мыслить, воспользуйтесь советами из этой статьи.

    Каковы ее последствия

    Когда родители получили ответ на вопрос, что это такое дислексия, они должны понять, если с ребенком не начать вовремя заниматься, он не сможет овладеть необходимыми навыками. Плохая успеваемость подрывает уверенность дислектика , что становится причиной усугубления разочарования, раздражения и изолированности, появляются проблемы с поведеним. Несвоевременное выявление дислексии может разрушительно повлиять как на школьную, так и на дальнейшую жизнь человека.

    Врачи советуют обратиться к психоневрологу, который порекомендует препараты, улучшающие обменные процессы мозга и память.

    Прогноз и профилактика

    На первом году жизни главной задачей родителей является установление с ребенком эмоционального контакта. Улыбка и ласковый голос родителей крайне важны для развития у малыша слухового сосредоточения и ответных голосовых реакций. Также логопеды рекомендуют проводить легкий массаж лба, губ и щек – это повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение и обмен веществ. Для того, чтобы научить ребенка вслушиваться в слова и повторять их, необходимо следить за тем, чтобы он отвечал не жестами, а словами.

    Отзывы родителей

    Мария, 28 лет, г. Екатеринбург Мой сын сейчас во втором классе, хотя изначально он не хотел идти в школу. С самых первых уроков учитель делал ребенку множество замечаний, но мы не сдавались, будучи уверенными, что Миша абсолютно нормальный. Вместе мы решили пройти курс Дейвиса. Ребенок с удовольствием ходил на занятия, и успехи не заставили себя ждать – Миша научился даже пересказывать прочитанное. Все свободное время мы стараемся заниматься дома и всем советуем: не опускайте руки, у вас все получится. Ирина, 33 года, г. Иваново Мы посещали центр коррекции дислексии, и уже через неделю не могли узнать дочь: она стала уверенной в себе, даже окрыленной. Ирочка впервые стала выражать свою точку зрения, а в школе появились первые успехи. Дмитрий, 35 лет, г. Москва Сегодня сын показал отметки за четверть – ни одной тройки! Даже по русскому и математике у нас четверки. Я бесконечно благодарен нашему логопеду Оксане Сергеевне. Дима делает огромные успехи, а главное – с удовольствием ходит на занятия.

    Выводы

    Самое важное в борьбе с дислексией – это правильный настрой в начале пути к успеху: нужно ценить себя, принимать и уважать. Потакание мнениям окружающих для дислексика, особенно ребенка, может стать губительным. Родным и близким нужно проявить максимум усилий, чтобы научить больного дислексией принимать ответственность на себя, мыслить конструктивно и быть созидательным, а все остальное – это терпение и тренировки. Напоследок предлагаем посмотреть документальный фильм о Дислексии, которую назвали болезнью гениев, и неспроста. Хотите узнать почему? Тогда смотрите этот фильм:

    Дислексией называют определенное состояние ребенка, при котором нарушается координация его внимания, правильное восприятие слов и звуков. Дислексия у детей обычно выражается в затруднении изучения письма и счета, в понимании смысла произносимых кем-то или читаемых текстов.

    Слух и зрение у маленького пациента при данном заболевании не нарушаются, как и задержка умственного развития, но при обучении малыш испытывает много сложностей и отстает от сверстников.

    Первые симптомы этого заболевания могут проявиться у младших школьников или у дошкольников, если малыш посещает хороший детский сад. Сразу при начале обучения счету, письму или чтению малыш начинает испытывать трудности без, казалось бы, особых видимых на то причин.

    Что же такое дислексия

    Вопрос этот достаточно обширен и охватывает одновременно многие проблемы и требует обширного обследования. Обычно в рамках данного заболевания отмечаются еще и:

    • дисортография
    • дисграфия
    • дискалькуляция

    Дисграфией называют заболевание, при котором малыш не воспринимает слова на слух, не может правильно писать под диктовку, теряет окончания в словах, поскольку их не понимает.

    Дисортография выражается в неспособности школьников применять на практике даже элементарные правила орфографии. При данном заболевании дети, даже зная в теории правила правописания, все равно делают ошибки в пунктуации и орфографии при письме.

    Дискалькуляция создает школьникам проблемы в изучении математики. Дети с этим заболеванием не могут понять даже самые элементарные действия счета.

    Как доказали исследования, проводимые учеными, дислексия, как и детская дислалия, возникают на основе генетического фона. Хоть и причина не была полностью выяснена, но было установлено, что дислексией чаще страдают мальчики, и наследуется болезнь именно по мужской линии. Многие исследователи связывают этот фактор наследственности с Y-хромосомой.

    Симптомы дислексии

    С точностью распознать заболевание и поставить диагноз можно только у младших школьников, когда начинается активный процесс обучения. У детей более младшего возраста распознать наличие дислексии невозможно, поскольку они только начинают знакомиться с первыми буквами и цифрами. На этом этапе развития многие дети испытывают трудности в освоении новых навыков, часто даже те, кто в дальнейшем будет учиться на отлично.

    Но есть и симптомы, которые позволяют предвидеть развитие заболевания у ребенка даже в младенческом возрасте, но, конечно, такая «диагностика» не может быть точной. Например, некоторые специалисты одним из самых ранних признаков дислексии считают отсутствие у малыша желания ползать в положенный период развития. Многими врачами замечен тот факт, что у малышей, которые не ползали перед тем, как начали ходить проблемы с изучением письма, чтения и математики возникают гораздо чаще, чем у тех, кто ползал.

    Но не нужно впадать в панику, если малыш не начал ползать в положенный срок, это совсем не значит, что в будущем его необходимо будет лечить и у него точно будут проблемы с обучением. Такой симптом является скорее предположением, но не гарантией.

    Однако есть и определенные признаки дислексии, на которые в поведении ребенка нужно обратить особенное внимание. К таким симптомам можно отнести:

    • нежелание малыша рисовать, трудности с самим процессом рисования, даже при проведении простых линий или раскрашивании картинок.
    • явные проблемы с мелкой моторикой, когда дошкольник не может завязать шнурки или застегнуть пуговицы, роняет столовые приборы или испытывает трудности при их использовании.
    • задержку речевого развития у детей или выраженные проблемы с речью.
    • трудности с запоминанием информации, стихотворений, концентрацией внимания.

    Формы дислексии

    Основное заболевание подразделяется на несколько определенных типов, имеющих свои признаки и особенности. Дислексия может быть нескольких видов:

    • фонематическая
    • механическая
    • аграмматическая
    • оптическая
    • мнестическая

    Дислексия фонематическая

    В русском языке единица (минимальная) звукового строя называется фонемой. Сама по себе фонема самостоятельного значения не имеет, но при этом придает словам определенные смыслоразличительные функции. К примеру, «ком - том - дом» или «пила - липа». Замена одной фонемы в слове или перестановка нескольких образуют новое слово с другим значением. Дети с данной формой дислексии не могут различать слова, имеющие один смыслоразличительный признак, а потому смешивают в них звуки.

    Механическое чтение - семантическая дислексия

    В данном случае у школьника наблюдается непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений. Это нарушение никак не отражается на внятности и скорости чтения, но пересказать прочитанное и выделить его суть он не может.

    При этой форме заболевания у детей нарушается мыслительный звуковой анализ - не удается разделить фонемы на определенные сочетания звуков. Но кроме этого присутствует и нечеткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Поэтому школьник воспринимает все слова по отдельности, не связывая их с другими.

    Дислексия аграмматическая

    Этот вид нарушения встречается у детей с выраженным недоразвитием речи системного характера. В данном случае наблюдается неправильное изменение числа существительных, окончаний падежей, согласования слов в выражении по числу, падежу и роду. Пример - «интересный книга», «ясная день», «красивый ваза». Также ребенок ставит неправильные окончания во многих глаголах - «сделул», «сидю», «смотру».

    Дислексия оптическая

    Для школьника с этой формой заболевания наибольшую трудность представляет написание букв, которые внешне состоят из похожих элементов, но в пространстве расположенных по-разному. Пример - пары букв Н - П, Ь - Ы.

    Дислексия мнестическая

    При этом нарушении дети не могут определить, какой звук соответствует определенной букве.

    Что делать, если у ребенка дислексия

    Диагностика заболевания, как правило, заключается в проведении многих специально разработанных тестов, а также в исследовании головного мозга.

    Если возникают подозрения (у родителей или учителей) на наличие у ребенка дислексии любой формы, следует обратиться за консультацией к неврологу, логопеду и детскому психологу.

    Если дислексия у ребенка распознана, не нужно впадать в отчаянье и думать, что изменить ничего уже нельзя. Такое мнение будет ошибочно, поскольку заболевание поддается достаточно успешной коррекции и его можно вылечить. Отличные результаты при лечении заболевания показывает метод Дейвиса, позволяющий многим детям преодолеть имеющиеся трудности достаточно быстро.

    Также сегодня все чаще применяют физическое движение, как метод коррекции имеющихся нарушений. Специальные упражнения дают отличный результат независимо от возраста пациентов и помогают даже подросткам.

    Доктор рекомендует Как лечить дислексию, лучше всего знает доктор. Это значит, что за советом врача при подозрении на заболевание необходимо обращаться к детскому психологу, поскольку только этот специалист сможет констатировать заболевание и поставить диагноз. Подбирать метод лечения должен опытный врач и здесь нужно помнить, что для успешной коррекции проблем специальные занятия и упражнения будут важны также, как и установление постоянного режима дня. Точное планирование дня, расписание занятий, определение свободного времени помогут быстрее справиться с нарушением концентрации внимания.

    Заболевание в последние годы стало наблюдаться все чаще. Поскольку оно является генетическим, предупредить его нет возможности, но можно принять некоторые меры профилактики. Если родители будут относиться к малышу с предрасположенностью к болезни очень внимательно и терпеливо, проявления нарушений будут менее выраженными. Лекарства и некоторые народные средства иногда могут применяться для улучшения памяти и внимания маленьких пациентов.

    Раннее выявление дислексии у детей и оказание школьнику или дошкольнику необходимой помощи являются залогом успешности лечения. С раннего детства ребенку нужно читать книги и давать ему возможность пересказать услышанное. Это поможет выработать некоторую привычку восприятия текста на слух. Начинать обучение малыша (в форме игры) основным навыкам чтения нужно еще в дошкольном возрасте. Своевременно корректировать появляющиеся признаки заболевания.

    Видео к статье

    Вы еще не лайкнули?

    Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в классы для отстающих детей, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие-либо выдающиеся способности. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

    Для лечения дислексии используют специальные программы коррекции, которые подбирают индивидуально к каждому пациенту. Владение навыками чтения, полученное благодаря этим специальным курсам, поможет страдающим дислексией чувствовать себя намного увереннее в разнообразных сферах деятельности. С помощью коррекции дислексии вроде устной работы, применения различных технических средств и альтернативных методов обучения страдающие этим нарушением преодолеют трудности с чтением, распознаванием чисел и слов.

    Коррекция дислексии по типам нарушения

    Расстройства зрения

    Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников. При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно. В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем - испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.

    Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.

    Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.

    Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями». Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания. При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.

    Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения. Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.

    Собственно дислексия (неспособность к обучению)

    Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения.

    Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении. Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя. Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.

    Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.

    Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением.

    Перспективы излечения дислексии

    При правильном подходе к обучению ученика с дислексией велики шансы на успех. Ребёнок не излечивается, а приобретает техники управлять этой особенностью таким образом, что симптомы дислексии бесследно исчезают. Нередко симптомы дислексии могут исчезать бесследно сами по себе, что связано либо с взрослением ребенка, либо с тем, что функции поврежденной области мозга на себя взял другой участок. Медицинская помощь в таких случаях ускоряет выздоровление. Если у ребенка развились вторичные осложнения, то ему коррекция дислексии продолжается путем назначения витаминов и ноотропных препаратов.

    Задать вопрос на форуме


    Мойему сынку 8 лет не четает не пишет цвета не разберает 1 класс трудом окончил корекцоный что делать кому как обратится мы из Казахстана горд Уральск малчик на казахском школе учился 1 класс есть где нибуд реядом Самаре или Оренбурге доктара хорошие помагите ждем ответа от вас

    Куда обращаться с дислексией ребенка? К какому врачу,специалисту. Подскажите пожалуйста

    Добрый день у моего сына проблема с чтением, концентрация внимания слабая я думаю что дислексия как помочь как коректировать я живу в Баку мне в Москву удобно приехать просто в какой центр обоатица

    Здравствуйте! Кажется у моего сына дислексия, 7лет, 1й класс. Все время путает буквы, менчет местами, вообше рядом не стоящие все путается. Подскажите к какому специалисту обратиться? Мы в...

    Здравствуйте.Моей дочери 9 летОна читает медленно и некоторые слова не понимает нам грозят коррекционной школой но я не хочу ее туда переводить. не хочу ее туда переводить.можно ли помочь.мы ходим к...

    Моей дочери 7,5 лет, идёт в первый класс, большие сложности с чтением, много занимаемся, результата почти нет, некоторые Буквы до сих пор путает, цифры может писать в другую сторону, читает по слогам и много тратит на это энергии, уже формируется комплекс из за отставания, подали документы в лицей и теперь очень переживаю что наверное делаем только хуже, она скорее всего не справится с программой, как выяснить эти дислексия или просто пока плохо читает? (1)

    Дислексия – это понятие, объединяющее в себе нарушение способности к чтению. Оно может быть врожденным (часто такие проблемы носят семейный характер, передаваясь из поколения в поколение) или приобретенным. Это состояние в младшем возрасте часто сопутствует психическим заболеваниям или задержкам умственного развития и очень сильно влияет на успеваемость в школе. Первые признаки этого нарушения начинают проявляться у дошколят при обучении чтению, письму или счету.

    Точной статистики по дислексикам не ведется, но, по мнению врачей, от этого процесса страдают от 5 до 10% детей, которые не имеют проблем с интеллектом, и около 20% страдающих от задержки речевого и психического развития. Мальчики страдают чаще от этого нарушения, чем девочки.

    Классификация

    Общее понятие «дислексия» включает в себя несколько ее разновидностей. В зависимости от механизма развития этого состояния различают следующие его виды:

    • оптическая дислексия – отличается нарушением зрительного восприятия букв, которое приводит к трудностям с запоминанием и различием внешне похожих букв;
    • фонематическая дислексия – проявляется изменением восприятия фонем (минимальных звуковых единиц), при которой возникают трудности с определением последовательности звуков, их количества и места в слове;
    • мнестическая дислексия – возникает при снижении речевой памяти, при ней у ребенка нет связи между внешним видом буквы и относящемуся к ней звуку. Она проявляется плохим запоминанием букв, заменой их при прочтении слов на другие;
    • семантическая дислексия(механическое чтение) – характеризуется тем, что ребенок технически читает хорошо, но не может воспринять и пересказать смысл слов;
    • аграмматическая дислексия – проявляется у детей с выраженной задержкой речевого развития и характеризуется неправильным согласованием окончаний слов в словосочетаниях.

    Данная классификация позволяет врачам более точно описать имеющиеся проблемы с обучением и определить методы для воздействия на них.

    Причины

    Точно указать на факторы, вызывающие развитие таких нарушений, пока нельзя. У врачей существуют различные мнения по поводу причин дислексии у детей. Согласно данным современной медицины к ним можно отнести:

    • родовые травмы;
    • внутриутробные повреждения в следствие гипоксии, инфекций, приема матерью алкоголя или токсических веществ, отслойке плаценты;
    • детские инфекции: краснуха, герпес, паротит, ветряная оспа;
    • травмы головы;
    • детский церебральный паралич;
    • нарушение нормального развития у детей при дефиците общения (в домах малютки, больницах, при социально неблагополучных родителях);
    • раннее и интенсивное обучение чтению.

    Эти факторы могут влиять как на зрительное и слуховое восприятие слов и звуков, так и на дальнейшее нарушение слияния звуков в слоги, слова, предложения. Они изменяют не только способность к чтению, но и в дальнейшем могут мешать как письменному, так и устному общению со сверстниками и взрослыми людьми.

    Симптоматика

    Проявления признаков дислексии у детей могут проявляться уже на уровне средней группы детского сада. У таких малышей часто возникают трудности с запоминанием цифр, цветов, букв. Трудности может вызвать заучивание стишков, так как нарушение восприятия может проявиться в проблемах с чувством рифмы.

    Такие дети переставляют слова местами в песнях и стихах, меняют местами слоги в произносимых словах, путают окончания. Кроме того, дислексия у детей младшего возраста может проявляться малым количеством употребляемых в речи слов, неправильным их употреблением, отсутствием в разговоре сложных предложений. Перечисленные признаки должны настораживать родителей и давать повод для обращения к логопеду.

    У школьников младших классов проявление любых форм дислексии часто приводит к появлению типичных для этого заболевания ошибок: заменой букв в словах, перестановкой слогов, зеркальным чтением, большом количестве ошибок при письме со слов или книги. Часто им сопутствует низкий уровень развития мелкой моторики. Эти признаки часто влияют на скорость письма и технику чтения, что может вызвать насмешки остальных детей и нежелание посещать школу. Симптомы дислексии у детей школьного возраста часто становятся причиной низкой успеваемости.

    Проявления этого состояния возможны и в более взрослом возрасте. В этом случае люди могут терять уже имеющиеся навыки чтения, счета или письма. Это может быть связано с травмами, инфекциями головного мозга или нарушениями его кровообращения.

    Внимание! Только врач после качественного обследования может поставить диагноз «дислексия» и выбрать методы коррекции этого состояния.

    Диагностика

    Для того, чтобы определить причину сложностей с обучением, нужно провести специальные тесты на дислексию. Этим занимается врач со специализацией логопеда либо невролога, в зависимости от проявлений. Специалист оценивает следующие показатели:

    • словарный запас;
    • развитие устной речи, письма, невербальных способов общения;
    • умение концентрировать внимание, делать логические выводы;
    • память.

    После этого необходимы консультации окулиста и отоларинголога на наличие болезней, мешающих восприятию звуков и зрительных образов.

    В качестве дополнительных исследований используются электроэнцефалография и эхоэнцефалография. С помощью этих методов выявляются объемные образования в головном мозге, увеличение внутричерепного давления, которые могут оказывать негативное действие на способность к обучению и даже вызвать опасные для здоровья и жизни ребенка последствия. Диагностика дислексии должна быть полной и проводиться компетентными докторами.

    Лечение

    Избавиться от дислексии не всегда удается полностью. Однако это не мешает детям с этой проблемой успешно развиваться и получать достаточный объем знаний в школе. Для этого часто используется методика Дейвиса по устранению дислексии. Она заключается в освоении ребенком сложных картинок или символов с помощью воображаемых образов. Такое решение проблемы позволяет детям быстрее наладить логические связи между последовательностью действий, слов в предложении. Этот метод коррекции дислексии достаточно эффективен для многих детей, которые имеют проблемы с психическим развитием.

    При имеющихся нарушениях зрения и слуха параллельно с работой логопеда нужно проводить терапию, направленную на восстановление этих функций. Без этого лечение дислексии у детей может не оказать желаемого эффекта. При поражении головного мозга, вызывающем снижение способностей к обучению, требуется повышенное внимание неврологов с применением лекарственных средств, массажа, рефлексотерапии.

    Нужно начинать лечить дислексию не допуская запущенного процесса и сильного отставания от сверстников. Чем раньше будут назначены коррекционные упражнения, тем больше вероятность успешного обучения в школе и получения достаточных навыков для дальнейшей учебы. Не всегда принимаемые меры могут полностью убрать имеющиеся сложности у ребенка, но в любом случае они смогут помочь ему наладить общение и взаимодействие с окружающими людьми.

    Важно! Для родителей таких школьников нужно донести до учителей информацию о том, что их ребенок имеет особенности восприятия информации.

Похожие публикации