Входит познавательное развитие по фгос. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете фгос до муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка. Интересные познавательные области по фгос в доу

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

Актуальность познавательного развития дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

На занятиях в детском саду дошкольники приобретают знания и учатся применять их на практике

Цели и задачи познавательного развития в разных возрастных группах

Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

Ребёнок 3–4 лет познаёт мир посредством приклекательных, эмоционально окрашенных предметов

В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

  • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
  • поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:

  • расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
  • пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
  • освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
  • вовлечение ребят в проектную деятельность - как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
  • расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.

В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:

  • приумножать знания детей об окружающей среде;
  • обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
  • научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
  • устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
  • создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.

Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин - скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.

На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.

Дошкольники с увлечением знакомятся со свойствами различных материалов

В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведёрко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идёт в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.

Для познавательного развития детей 5–6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счёта, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платёжных средств из подручных материалов - листиков, пуговиц и т. п.). Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать своё поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.

По своему опыту считаю подходящими следующие игры:

  • «Продолжи орнамент», в которой ребёнок учится выстраивать аналогии, видеть закономерности, развивает мелкую моторику и абстрактное мышление.
  • «Четвёртый лишний», в которой нужно учиться находить закономерности, мыслить логически.
  • Подбор парных картинок, где ребятам старшего дошкольного возраста нужно находить картинки с одинаковым количеством предметов, независимо от их формы и цвета. Для малышей 4–5 лет эту игру можно упростить до подбора картинок с одинаковыми изображениями.
  • Складывание пазлов, картинок из мозаики помогает дошкольникам развивать образное мышление, проявлять творческую активность, учиться видеть закономерности.

Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринуждённую атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5–7 лет важна возможность проявления самостоятельности.

Индивидуализация познавательного развития

Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Это связано с тем, что рабочие программы рассчитаны на среднего дошкольника, однако часто в группах есть как отстающие, так и одарённые дети. Первым тяжело осваивать программу наравне с группой, а вторые могут потерять мотивацию в обучении из-за слишком простых и скучных заданий. Развитие познавательных способностей дошкольника является главной задачей создания индивидуального образовательного маршрута. Для успешного планирования такого маршрута требуется регулярный мониторинг, чтобы отследить, насколько успешно дети справляются с образовательной программой. При построении и реализации образовательного маршрута должны учитываться следующие компоненты:

  • постановка цели в соответствии со стандартом;
  • система обучения, в которой каждому учебному предмету отводится своё место и роль;
  • определённая методика преподавания, конкретные приёмы и педагогические технологии;
  • инструменты для комплексных диагностик;
  • создание условий для достижения поставленных целей;
  • планирование результатов, которых ребёнок должен достичь к моменту перехода на школьное обучение.

В младших группах индивидуальные занятия часто направлены на развитие чувства формы и цвета, а также мелкой моторики

Также необходимо принимать во внимание, является ли ребёнок отстающим или одарённым, учитывать его особенности и потребности, а также возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения этих потребностей.

Таблица: пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка 4 лет, вторая младшая группа (фрагмент)

Промежуток времени Режимные моменты, цели и задачи образовательной деятельности Совместная с педагогом деятельность Взаимодействие с родителями
Ноябрь, 1-я неделя Совершенствовать восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Дидактическая игра «Что лежит в мешочке». Цель: развивать внимание и наблюдательность, угадывая предметы по силуэту мешочка. Эту игру можно использовать как на занятиях, так и в свободное время детей. Дидактическая игра «Мыши и сыр». Педагог приносит игрушки: сыр с дырочками, мышки и кошка, объясняет правила игры, показывает, как прятать мышек в сыр. Как только воспитатель вынимает из-за спины кошку, малыш должен спрятать мышек сам, а когда кошка уходит, помочь мышкам выбраться из сыра. Игрушки могут быть сделаны из разных материалов (сшиты из ткани и наполнены разными по размеру и жёсткости шариками), что развивает у ребёнка моторику, тактильные ощущения, восприятие цвета. Консультация о роли дидактических игр в развитии познавательной сферы ребёнка, а также о возможностях применения таких игр дома.
2-я неделя Поощрение попыток самостоятельно исследовать предметы знакомыми способами, а также сравнивать и группировать их. Дидактическая игра «Составь такую же фигуру». Ребёнку даётся нарезка геометрических фигур из цветной бумаги и даётся задание: составь из них домик, автомобиль, котика и др. Игра развивает воображение, образное мышление, восприятие цвета и формы. Дидактическая игра «Найди и назови». В познавательном уголке детского сада воспитатель может разложить разные предметы, в зависимости от темы (например, пластиковые овощи). Затем педагог называет ребёнку, какой овощ и какого цвета он должен принести, малыш ищет и показывает свою находку. Важно устно проговорить, что это действительно тот овощ и он нужного цвета (например, красные яблоки будут отличаться от зелёных и не будут засчитываться, если ребёнок принёс их по ошибке).
3-я неделя Расширение сенсорного опыта с широким кругом предметов и новыми способами их исследовать. Закрепление ранее полученных навыков исследования. Дидактическая игра «Развивающие шары», цель которой в развитии наблюдательности, сравнения (размер, количество, цвет), запоминания и счёта. Воспитатель вырезает из цветной бумаги воздушные шарики разного цвета, размера и формы (круглые и овальные). Возможные задания: подбери шарики по цвету ниток, к которым их можно привязать, подбери для игрушки синие и зелёные овальные шарики маленького размера, а красные - круглые и большие. Дидактическая игра «Разноцветные обручи». На полу разложены разноцветные обручи, ребёнок бегает вокруг них, ему дано задание встать в красный обруч, как только музыка прекратится. Таким образом малыш развивает координацию, чувство ритма, внимательность. Затем ему даётся задание нарисовать такие же обручи для своих игрушек, при этом воспитатель показывает, как правильно держать карандаш, проговаривает с ребёнком названия цвета, формы обруча, объясняя соотношение «большой-маленький» (настоящий обруч относительно нарисованного). Консультация по играм на развитие внимания дома.
4-я неделя Развитие умения ориентироваться на эталоны, обозначающие свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); ребёнок учится подбирать из множества предметы по 1–2 качествам. Дидактическая игра «Картинки-половинки». Воспитатель раскладывает на столе половинки карточек с изображениями предметов, симметричных и асимметричных (воздушный шар, ёлочка, чайник, дом, зонт и др.), а ребёнку нужно соединить половинки в единое целое, называя предметы. Игра способствует развитию памяти и внимания, мышления и воображения. Дидактическая игра «Свойства». Педагог раскладывает на столе предметы с разными свойствами: мягкая игрушка, пластиковый кубик, стеклянный стакан, жёлтый лист клёна и др. Он называет свойства предмета: маленький, жёсткий, квадратный, и ребёнок должен выбрать предмет, который подходит под описание. Можно также задействовать в игре двоих детей, чтобы они называли свойства предметов друг другу, а воспитатель лишь регулировал процесс и помогал исправлять ошибки.

Данный фрагмент индивидуального образовательного маршрута актуален для ребёнка, имеющего высокие результаты по итогам диагностик познавательного развития. Для отстающего от группы малыша предложенные задания могут быть сложными в освоении. Элементы маршрута можно использовать как на совместных групповых занятиях, так и индивидуально с ребёнком на прогулках и в рамках свободного времени.

Фотогалерея: примеры дидактических игр на познавательное развитие

Ребёнок развивает воображение, работая с цветными геометрическими фигурами Дети учатся анализировать контуры мешочка и предполагают, какие предметы в нём могут лежать Игрушки можно сделать из разных материалов для лучшего развития сенсорных способностей дошкольника Ребёнок учится сравнивать предметы по цвету, форме и размеру на примере разноцветных шариков Ребёнок учится сопоставлять контуры предмета и его наполнение

Приёмы познавательного развития в детском саду

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т. к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нём их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чём идёт речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки - раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определённой темы.

Фотогалерея: примеры наглядных средств для познавательного развития дошкольников

Дошкольники могут вести дневники собственных наблюдений, а по прошествии времени и накоплении материала использовать их как наглядное средство После изучения темы «Познаём себя» дети создали лэпбук с основной информацией о функциях глаз и зрения По итогам математической недели в группе дети коллективно оформляют лэпбук с результатами своих исследований Для обучения дошкольников характерным особенностям времён года можно использовать тематические стенды Макеты помогают ребёнку комплексно представить информацию об определённых природных зонах

Другим важным приёмом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребёнком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме), во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья), в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).

Для детей в средней группе зимой можно создать уголок, в котором будут размещены предметы, относящиеся к холодному времени года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребёнок мог самостоятельно их рассматривать, играть с ними и составлять своё представление о зиме. Хорошо, если там также будут поделки, сделанные самими детьми. В течение года этот материал необходимо обновлять и актуализировать, чтобы ребята постоянно получали новую пищу для размышлений и самостоятельного исследования. Подобные стенды хороши для оформления разных тематических уголков.

Такой тематический стенд привлекает внимание дошкольников и приглашает с ним поиграть

Ещё одним незаменимым приёмом в развитии познавательной сферы является экспериментирование, которое даёт детям возможность не только наблюдать за теми процессами, происходящими в природе, но и пытаться их смоделировать или изучить опытным путём. В наибольшей степени этот приём актуален для старших дошкольников, т. к. требует от детей определённого уровня концентрации внимания, усидчивости и самостоятельности. Всякий опыт - это система целенаправленных действий, активный процесс деятельности и наблюдения, благодаря которой ребёнок получает ответы на поставленные вопросы. Например, для старшей группы в ДОУ может быть оборудован уголок экспериментирования, в котором могут быть приборы (весы, лупа, магнит и др.), природный материал (глина, камешки, песок, вода), красители, разные виды бумаги и картона, сосуды из различных материалов и т. д.

Таблица: картотека опытов для старшей группы

Автор Крутикова Т. В., старший воспитатель ГБДОУ Д/с №19 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.
Опыт Цель Материалы Процесс Итоги
Росток Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
  • Лоток любой формы,
  • песок,
  • глина,
  • перегнившие листья.
Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в тёплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток. Обсудите с детьми, что требуется растению, чтобы жить.
Песок Рассмотреть форму песчинок.
  • Чистый песок,
  • лоток,
  • лупа.
Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной. Расскажите детям, что в пустыне песчинка имеет форму ромба. Пусть каждый ребёнок возьмёт в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
Рассеянный песок Установить свойство рассеянного песка.
  • Сито,
  • карандаш,
  • ключ,
  • песок,
  • лоток.
Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
Источник: Картотека опытов в старшей группе ДОУ

Практические приёмы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах. Экспериментирование - лишь один из практических приёмов обучения. Другой приём, который можно отнести к этой категории, - это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребёнка.

Из словесных приёмов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний. Ниже приведены примеры упражнений по разным темам, которые показали себя эффективными и интересными для детей на занятиях.

Таблица: картотека тем по познавательному развитию дошкольников

Тема Приёмы обучения и задания Группа
Овощи и фрукты Воспитатель достаёт из корзинки овощи и фрукты и начинает беседу с детьми о том, что из этого подходит для салата, а что для компота. Для повышения мотивации воспитатель просит помочь, разобраться в ситуации, от лица куклы Машеньки. Дети смотрят на овощи и фрукты, стараются их правильно называть и описать их свойства (цвет, вкус, форма, растёт на земле или на дереве) и делать предположения, для чего же они больше подходят: для компота или салата. Также ребята стараются группировать предметы по внешним признакам и самостоятельно классифицировать их как овощи или фрукты. При этом дети опираются также на свой жизненный опыт. Вторая младшая
На мебельной фабрике В ДОУ воспитатель оформляет уголок в стиле русской избы. В начале занятия показывает детям иллюстрации того, как выглядело жилище первобытных людей, а затем предлагает сравнить их с русской избой, задавая наводящие вопросы: как изменился материал (вместо пещер и булыжников дерево, вместо шкур животных ткань, вместо костра печь и т. п.). После обсуждения назначения разных видов мебели воспитатель раздаёт детям конструктор и предлагает поиграть в мебельную фабрику. Воспитанники делятся на группы, в которых должны смастерить предметы для хранения вещей, для отдыха людей, для обеда. В конце занятия представляют друг другу свои результаты, объясняют, как можно использовать сконструированную мебель. Подготовительная
Познай себя Цель занятия - пробудить и поддержать у детей интерес к познанию самих себя. Воспитатель начинает занятие с демонстрации машинки, ведёт с детьми беседу о том, почему машины ездят (ребята должны прийти к выводу, что машине нужен бензин и мотор). Затем воспитатель приводит аналогию с человеческим телом: у человека вместо мотора сердце, а вместо бензина кровь. Это упражнение способствует развитию аналитического мышления, способности устанавливать причинно-следственную связь и проводить аналогии. Вторая младшая
Строим дом Цель занятия - обобщение и систематизация знаний детей о разных видах человеческого жилища, познакомить с особенностями конструкции домов. Педагог ведёт с детьми беседу:
  • Кто строит дома? (Строители).
  • Кто придумывает/планирует дома? (Архитекторы).
  • Какие ещё профессии нужны для постройки дома? (Каменщики, сантехники, электрики и др.).
  • Из каких частей состоит дом? (Фундамент, крыльцо, стены, крыша, окна, лестницы).
  • Как называется место, где дома выстраиваются в линию? (Улица).
  • Из каких материалов строят дома? (Кирпич, камень, дерево).

Далее детям предлагается разделиться на команды и стать архитекторами: с помощью бумажного конструктора (или Лего) одной команде нужно придумать проект многоквартирного дома, а другой - частного дома (или проект отдельной квартиры), предусмотрев там все необходимые помещения. В конце занятия команды представляют друг другу свои проекты.

Подготовительная
Давайте познакомимся Занятие актуально для воспитателя в новой группе или группе, где дети ещё не знакомы друг с другом. Педагог предлагает игру с мячом: дети садятся на пол в круг, воспитатель катит мяч к ребёнку, а тот должен назвать своё имя и толкнуть мяч к другому ребёнку, и так пока все не представятся. Далее воспитатель говорит, что в группе есть дети с одинаковыми именами, но ведь они отличаются друг от друга. Упражнение «Я люблю»: воспитатель называет блюдо, цвет, растение, животное и т. п. Если ребёнок это любит, он хлопает в ладоши. В конце упражнения тест на наблюдательность: педагог спрашивает выборочно у детей, кто из групы любит мороженое/синий цвет/собак/ромашки и другое из названного. Дети должны называть имена тех своих товарищей, которые во время упражнения хлопали в ладоши. Игра также помогает ребятам почувствовать свою общность, сблизиться друг с другом. Средняя и старшая
Грибы На занятии дети должны научиться классифицировать грибы как съедобные и несъедобные, узнать их названия, описывать грибы. Дети могут рассматривать карточки с изображениями грибов, чтобы определить, какие из них им знакомы, какие они ели или собирали с родителями. Могут собирать пазлы или подбирать ножки грибов к шляпкам. Средняя
Бумага в нашей жизни Цель занятия - познакомить с основными свойствами бумаги опытным путём. Первый опыт - сравнить разные виды бумаги по характеристикам (плотность, цвет, гладкость/шершавость). Дети делают выводы, что бумага бывает разная. Воспитатель предлагает провести опыт взаимодействия бумаги с водой: на столе у детей лежат 2 кубика, бумажный и пластмассовый, но оба они загрязнились, их нужно помыть. Дети должны проделать опыт и описать словами, что же произошло с бумажным кубиком (размок). Далее ребята знакомятся с видами бумаги и её разным назначением (дизайнерская, рисовая, для оригами, газетная и книжная, упаковочная и др.), описывают различия. Подготовительная
Аквариумные рыбки Для занятия потребуется аквариум в живом уголке садика. Дети должны задать рыбкам вопросы и сделать вывод, что рыбы не издают звуков. Затем воспитатель зачитывает ребятам письмо от имени рыбки, написанное в загадках. Отгадывая загадки, дети знакомятся с особенностями рыбьего тела: жабры, чешуя, плавники. Если по какой-то причине в живом уголке нет аквариума, можно использовать ёмкость с плавающими пластиковыми рыбами. Средняя

Занятие по познавательному развитию в детском саду

Познавательное развитие реализуется во всех видах непрерывной образовательной деятельности (НОД), т. е. занятий в детском саду. Установленная продолжительность одного занятия в ДОУ не должна превышать 30 минут.

Общая схема занятия примерно одинакова для всех видов НОД и состоит из 4 основных блоков:

  1. Введение (до 3 минут). Педагог приветствует детей, настраивает на рабочий лад, мотивирует на начало занятия, актуализирует знания по теме.
  2. Основной блок (до 15 минут). Изложение нового материала, физкультминутки (пальчиковая разминка, дыхательная гимнастика), связь нового материала с изученным ранее и личным опытом детей.
  3. Закрепление (до 10 минут). Ребята с помощью разнообразных форм работы отрабатывают изученное на занятии.
  4. Заключение (до 2 минут). Важно подвести итоги занятия, похвалить детей за хорошую работу, получить от них обратную связь о том, что им понравилось на занятии, что было интересно.

Материал, изученный на занятии, дошкольники отрабатывают в практической деятельности

Составление конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

При планировании любого занятия важно отталкиваться от его целей и ожидаемых результатов: чему должны научиться дети, что должны вынести для себя с занятия, над чем задуматься. Стоит учесть следующие моменты:

  • Тема занятия должна перекликаться с жизненным опытом, переживаниями детей. Процесс познания окружающего мира детьми не ограничивается стенами ДОУ, и крайне важно, чтобы на занятии ребята могли обменяться внешним опытом.
  • Виды активности и формы работы должны постоянно чередоваться: рассказ воспитателя, беседа, конструирование, опыты, - всё это помогает детям рассмотреть изучаемую тему с разных сторон и при этом не слишком утомляться.
  • Планирование урока должно строиться на имеющемся материально-техническом оснащении ДОУ, однако многие дидактические игры, поделки и игрушки воспитатель с детьми может придумать и сконструировать сам и использовать их на дальнейших занятиях в качестве наглядного материала.

Таблица: пример конспекта занятия «Семья» в первой младшей группе (фрагмент)

Автор Лазарева Т. С., воспитатель ГБОУ СОШ №1 Д/с «Теремок», с. Приволжье, Самарская обл.
Задачи
  • Продолжать учить детей называть имена членов своей семьи;
  • воспитывать добрые, нежные чувства к своим родителям;
  • вызывать у ребёнка радость и гордость за свою семью;
  • дать детям представление, что у всех есть мамы, даже у животных и птиц.
Методы и приёмы
  • Практические (игра);
  • наглядные (показ картинок);
  • словесные (беседа, вопросы).
Материалы и оборудование Картинки животных и их детёнышей.
Планируемые результаты
  • Закрепили умение вставать в круг.
  • Знают и называют имена своих родителей.
  • Называют ласковые слова.
  • Закрепили название животных и их детёнышей.
  • Принимают активное участие в игре.
Ход занятия
  1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям встать в круг:
    • Собрались все дети в круг,
      Я твой друг и ты мой друг.
      Крепко за руки возьмёмся
      И друг другу улыбнёмся.
  2. Основная часть. Воспитатель беседует с детьми о маме и папе: «Ребята, кто вас сегодня привёл в детский сад? Как зовут ваших мам и пап? Вы любите своих родителей? Давайте подберём для них самые нежные слова. Какая у вас мама? Молодцы. А папа? Молодцы, ребята. А вы знаете, что у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? Это ваши бабушки и дедушки.
    Ребята маму, папу и малыша можно назвать одним словом «Семья».
    Предлагает детям повторить это слово и поиграть в пальчиковую игру «Семья». <…>
    Воспитатель спрашивает: «Ребята мамы есть не только у людей, но и у птиц и животных, они такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей». Показывает картинки животных, проводит игру «Найди маму».
  3. Заключительная часть. Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы! Вы очень любите своих родителей, знаете как их зовут». Предлагает пойти и поиграть в с/р игру «Семья».

Психологи утверждают, что дошкольный возраст сензитивен для познавательного развития. После семи лет мы сколько угодно будем развивать мышление ребёнка, но это будет лишь его тренировка, накопление знаний, так как основные умственные операции уже заложены и развиты. Поэтому познавательное развитие по ФГОС в ДОУ занимает приоритетное место.

Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы познавательного развития дошкольников.

Традиционно наш народ с огромным вниманием относился к здоровью, воспитанию и обучению детей. От того, какое образование получат дети, зависит мощь и процветание любого государства. Непрерывность и взаимосвязь всей цепи образования от дошкольного звена до высшего учебного заведения – залог успешного будущего. Важно, чтобы дети, поступающие в первый класс, имели хорошие базовые знания. Получить их они могут в детском саду. Желательно, чтобы все будущие первоклассники прошли детсадовскую подготовку и получили равный старт для школьной жизни.

С 1 января 2014 года в России принят и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. Он решает множественные задачи обучения и воспитания. Одна из них – познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С вопросов «Что такое» и «Кто такой?» - берет начало познание мира.

Важную роль в познавательном развитии дошкольников играет овладение ими систематизированными знаниями, так как они дают большой эффект в развитии умственной деятельности ребёнка, влияют на развитие способов его познавательной деятельности.

Ребёнок – это маленький исследователь и экспериментатор. Основные черты детского поведения – это получение новых, интересных для него знаний, любознательность, наблюдательность, самостоятельность.

Цели и задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ включает такие задачи:

  • знакомство с окружающим миром. Это космос, Вселенная, живая и неживая природа;
  • воспитание любви к своей Родине. Дети должны знать гимн, герб, флаг и их значение. Иметь представление об истории Отечества, гордиться малой родиной;
  • расширение знаний о себе, о строении тела;
  • воспитание культуры отношений, толерантности .

Методические приемы в обучении

При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме - легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей. Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.

Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:

  • настольные и дидактические игры;
  • чтение сказок и рассказов;
  • наблюдения;
  • трудовые поручения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • строительные игры;
  • индивидуальная работа;

От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.

Познавательное развитие в средней группе

К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. С 3 до 5 лет ребенок развивается во многих аспектах: физически, эмоционально, социально. Однако более всего заметно когнитивное развитие, так как в мозгу ребенка постоянно образуются новые логические связи, а также укрепляются старые. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками».

Основные познавательные навыки – умение группировать предметы по определенному признаку, наблюдать, предугадывать ход событий, понимать причину и следствие – закладываются именно в этом возрасте, и необходимы для дальнейшего развития. Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты.

В соответствии с ФГОС ДО, детей продолжают знакомить с окружающим миром:

  • Закрепляются знания об овощах и фруктах . Детей учат выделять признаки, форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.
  • Знакомят с трудом сельских жителей на полях и фермах.
  • Закрепляют знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.
  • В процессе экспериментирования знакомят со свойствами воды, глины, песка, воздуха, ветра, растений.
  • Начинают знакомить с некоторыми профессиями.
  • Учат выделять признаки времен года .
  • Знакомят с жизнью растений .
  • Дети учат правила дорожного движения .
  • Знакомятся с видами транспорта.

Познавательное развитие в старшей группе

Познавательное развитие дошкольников по ФГОС на этом этапе предполагает закрепление и расширение знаний:

  • о разных предметах;
  • о временах года , их красоте и неповторимости;
  • о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;
  • о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;
  • о безопасном обращении с бытовой техникой;
  • о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель – вызвать желание придумывать у ребенка. Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

Познавательное развитие в подготовительной группе

Дети подготовительной группы, выпускники – гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется.

К окончанию детского сада у детей должно появиться желание учиться в школе и уважение к родному языку:

  • привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;
  • дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи;
  • знать народные традиции , игры, обряды, кухню;
  • гордиться своей Родиной.

Познавательное развитие дошкольника в рамках ФГОС ДО

Интересные познавательные области по ФГОС в ДОУ

Явления неживой природы

Большое внимание для познавательного развития в детском саду необходимо уделять осознанному развитию представлений о явлениях в неживой природе, позволяющие выяснять закономерности и взаимосвязи разнообразных явлений. Не нужно использовать сложные, наукообразные фразы, следует рассказывать на понятном и доступном детям языке.

  • В воде тонет тяжёлый или легкий предметы?
  • Почему магнит магнитит?
  • Что такое и откуда берутся снег и лёд?
  • Что случится, если принести в дом снег, а если унести обратно на улицу?
  • Если земля круглая и вертится, почему мы не падаем и не валимся с неё?

Эти знания дают возможность сформировать самые элементарные знания детей о составе веществ, о состояниях, в которых они находятся: твёрдый, мягкий, сыпучий, вязкий, плавучий, растворимый, хрупкий. В старшем дошкольном возрасте дети должны получать первоначальные знания о явлениях, происходящих в космосе, о Солнечной системе и о Луне.

Группирование предметов

Умение разделять и группировать предметы по определенному признаку – одно из самых важных базовых когнитивных умений. Чтобы научить детей этому, можно использовать разнообразные предметы – игрушки, кухонную утварь, еду – и попросить малышей объяснить, чем они отличаются, а в чем похожи.

Например, они могут сказать, что и яблоко, и апельсин – фрукты, но яблоко красное, а апельсин – нет. Затем предложите другие признаки для группировки – цвет, размер, назначение.

Если нет возможности использовать реальные предметы – возьмите изображения, например, специальные карточки или вырежьте картинки из журналов.

Причинно-следственные связи

Дети любят игры с водой, но мало кто из них сам замечает, что одни предметы тонут в воде, а другие нет. Младшим воспитанникам обязательно понравится угадывать, какие игрушки и предметы будут держаться на поверхности, а какие утонут.

Используйте предметы разного размера и веса – зубочистку, камешек, пластиковый стаканчик, кусок бумаги. Обязательно объясняйте детям, почему одни предметы удержались на воде, а другие нет, но прежде позвольте им догадаться о причинах самостоятельно.

Дети более старшего возраста оценят немного другую игру: покажите, как из глины или фольги (которые обычно тонут) сделать кораблик, который будет держаться на воде. Таким образом они научатся связывать причину и следствие, а этот навык очень пригодится им в дальнейшем.

Явления живой природы

Огромное значение для познавательного развития дошкольников имеет знакомство с явлениями живой природы. В процессе ознакомления дошкольников с явлениями живой природы лежат действия ребёнка с настоящими предметами и явлениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношения, ребёнок постоянно взаимодействует с ними. Таким образом, знания о том или ином явлении природы он получит не как готовый факт, а как результат, приобретённый в процессе поисков и размышлений. Изучаемые явления должны не только наблюдаться со стороны, но и подвергаться воздействиям со стороны ребёнка. Ребёнок должен видеть, слышать и видоизменять эти явления, выявляя в них новые свойства и отношения.

Хорошо, прочно и надолго ребёнок усваивает новые знания, когда он слышит, всё сам видит и сам взаимодействует с изучаемым предметом.

Следует познакомить детей с лупой, пинцетом и другими инструментами, которые помогут им в наблюдениях за живой природой. В ходе тематических занятий можно обратить их внимание на строение цветов, неоднородную структуру камней, прожилки на листве деревьев . Пусть они попытаются догадаться, для чего предназначены те или иные части растения или части тела насекомых, как они образуются . Удивительно, какие оригинальные предположения они порой сделают.

Проектно-исследовательская деятельность

Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду .

Исследовательский метод – путь к знаниям через самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

С чего начать? Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.

Тему выбрали? Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.

Цели и задачи дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.

По окончании проекта у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

Вебинар "О реализации принципов ФГОС дошкольного образования" - видео

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес , характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность , основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность , и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

    когнитивный , направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

    деятельностный , отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;

    эмоционально-чувственный , определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Компоненты познавательного развития реализуются:

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:

для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей.

для средней группы разрабатывается система познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования.

для старших групп предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего, группировку предметов по родовидовому признаку. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование .

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

организацию решения познавательных задач;

применение экспериментирования в работе ДОО;

использование проектирования.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

Неживая природа : почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа : могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения , обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.

1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)

2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)

3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

    Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);

    Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения);

    Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

    Информационно – практико - ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

предлагает возможные решения;

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы в соответствии с результатами проверки;

применяет выводы к новым данным;

делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на ФГОС, организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

  • Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
  • Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
  • Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
  • Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
  • Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

ОО Познавательное развитие включает в себя:

  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие познавательно – исследовательской деятельности
  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление с социальным миром
  • Ознакомление с миром природы

Формы работы по развитию познавательной деятельности.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение - главный аргумент.

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ

Похожие публикации